Правила безопасного поведения в жилище. Урок в 5 классе

А. А. Курдяева


Урок № ___ 5-й класс

 

Тема. Правила безопасного поведения в жилище (слайд № 1)

 

Цели урока:

образовательные:

актуализировать знания о важности соблюдения правил по безопасному поведению в жилище;

— изучить правила безопасного поведения в жилище;

— закрепить знания о правилах безопасности жилища;

развивающие:

развивать умения правильно понимать и истолковывать формулировки правил и рекомендаций по безопасному поведению;

— развитие коммуникативности учащихся через работу в группах;

— формировать умения анализа последствий невыполнения правил по безопасности жилища;

воспитывающие:

воспитывать уважительное отношение и стремление к обязательному соблюдению правил и рекомендаций по безопасности жилища.

 

Тип урока: урок формирования новых знаний, умений, навыков.

 

Учащиеся поясняют: правила защиты жилища от проникновения преступников; необходимость безопасного поведения дома.

 

Учащиеся характеризуют: последствия неосторожных контактов с криминогенными лицами.

 

Учащиеся выполняют: правила безопасного поведения дома.

 

Оборудование: учебник «Основы здоровья. 5 класс», рабочая тетрадь, проектор, схема для задания «Лабиринт», карточки с заданиями для работы в группах, фишки для оценки работы групп.

 

Структура урока

I.Организационный этап

II. Мотивация учебной деятельности

III. Актуализация опорных знаний

IV. Изучение нового материала

V. Обобщение и систематизация знаний

VI. Домашнее задание

VII. Подведение итогов урока

 

Ход урока

 

  • 1. Организационный момент

Учащиеся объединяются в 4 группы, по 3-4 человека в каждой.

Для каждой группы на столе — список, карточки с вариантами ответов.

Перед началом урока всем учащимся предлагают определить настроение, с которым они пришли на урок (слайд № 2).

 

  • 2. Мотивация учебной деятельности

—Многие из вас видели фильм «Один дома», когда мальчику вашего возраста пришлось защищать свой дом от грабителей. Вас не забывают родители, как героя этого фильма, но нередко вы остаётесь дома одни. Какие советы вы можете дать друг другу по безопасному поведению дома?

 

  • 3. Актуализация опорных знаний

Беседа

1) Что такое опасность? (Это такая ситуация, когда есть угроза жизни или здоровью человека)

2) Что такое криминогенная ситуация? (Нарушение уголовного права)

3) Кого относят к криминогенным лицам? (Людей, нарушающих законы)

 

Вступление к уроку (слайды № 3, 4).

Ежегодно в квартирах граждан совершается около 300-400 тысяч квартирных краж, разбоев и ограблений. Это значит, что каждые полторы минуты одна квартира оказывается «пострадавшей».

Часто воры работают в темноте, ночью. Но, оказывается, самые типичные кражи совершают между 9 и 14 часами, когда большинство людей находятся вне дома: в институте, школе, на работе.

Жертвы рекордного количества квартирных краж: Кристина и Вик Келли, владельцы магазинчика в Кемберворте, Великобритания, за 10 лет 72 раза становились жертвами краж со взломом.

 

  • 4. Изучение нового материала

Учитель сообщает тему и план работы на уроке (слайды № 5, 6).

(Слайд № 7)

—Согласно статистике, наиболее распространенными опасными происшествиями в жилище являются:

• ссоры, причинами которых часто становится пьянство и хулиганство. В результате подобных ситуаций люди наносят друг другу и окружающим тяжкие телесные повреждения;

• кражи из квартир, подвалов, гаражей и надворных построек;

• проникновение в квартиру с целью захвата имущества путем открытого грабежа или разбоя (с применением оружия).

 

Надо уметь оберегать себя и свой дом от злоумышленников. Не надо быть вольным или невольным помощником злоумышленников, не помогать ворам проникнуть в дом своими действиями или излишней беспечностью. Чаще всего преступники проникают в жилище через балкон, двери, окна, как правило, плохо закрытые. Иногда причиной проникновения грабителя становится оставленный в «укромном местечке» ключ.

(Слайд № 8)

 

Вопрос. Как можно предотвратить проникновение постороннего человека в квартиру?

1. Ценные вещи не должны быть видны с улицы. Они могут привлечь внимание вора.

2. Не впускай в дом малознакомых или незнакомых людей. Обязательно смотри в «глазок» и спрашивай: «Кто там?»

3. Уходя из квартиры даже ненадолго, обязательно проверяй, заперта ли дверь на ключ.

4. Не вступай в разговоры с кем-либо через дверь. (Отвечай так: «Сейчас вызову милицию, они приедут и разберутся.»)

5. Прежде чем выйти из квартиры, вынести мусор или взять почту, посмотри в «глазок» и не забудь закрыть замок на ключ.

 

Очень часто преступники представляются почтальонами, слесарями-сантехниками, водопроводчиками, газовщиками. Иногда они выстраивают целые легенды, чтобы пробраться к вам в дом. Уговоры разные: принес долг, нужно отдать, завтра уезжаю и так далее.

 

Правила поведения записать в тетради.

 

  • 5. Обобщение и систематизация знаний

Работа в группах

 

1) Работа с учебником

Один учащийся из группы получает задание для работы. В течение 5-7 минут группы работают с материалом учебника (§ 14), отвечают на вопросы, готовятся к отчёту.

1 группа — с. 103, № 1; 2 группа — с. 103, № 2; 3 группа —с. 105, №1; 4 группа — с. 105, № 2.

 

2) Отчёты

По истечении времени группы отвечают на вопросы, сформулированные на карточках.

За правильные ответы во время отчета команда получает 1 фишку.

 

3) «Гонка за лидером»

Учитель задаёт вопросы, по которым группы делали отчеты о проделанной работе. Группа, готовившаяся по этим вопросам, руки не поднимает, на вопросы не отвечает. За каждый правильный и полный ответ группа получает фишку.

 

Вопросы

1. Что должна содержать «шпаргалка», лежащая рядом с телефоном?

2. Чего нельзя говорить по телефону?

3. Как поступить, если тебя пытаются втянуть в разговор по телефону?

4. Что следует сделать, уходя из дома?

5. Чего нельзя рассказывать по телефону друзьям, соседям и приятелям, чтобы избежать ограбления?

6. Как правильно спрятать ценные вещи в квартире?

7. Что сделать и как поступить, если дверь пытаются открыть снаружи?

8. Что делать, если попытки открыть дверь не прекращаются?

9. Что сделать, если попытки открыть вашу квартиру прекратились?

10. Чего нельзя делать, если вашу квартиру ограбили?

11. Кого нужно оповестить в случае ограбления?

12. Что для этого следует запомнить?

 

4) «Трудные вопросы» (слайды № 9, 10, 11, 12)

 

1. Ты остался дома один. В квартиру позвонили. На вопрос: «Кто?» — ответили: «Сантехник. Необходимо перекрыть воду, иначе весь дом зальёт, а кран находится в вашей квартире». Ваши действия?

А. Попросишь сантехника зайти с кем-нибудь из взрослых соседей, которых ты хорошо знаешь.

Б. Откроешь дверь и впустишь сантехника.

В. Предложишь сантехнику прийти с милиционером.

 

2. Позвонили в дверь и сказали: «Вам телеграмма, нужно расписаться». Ваши действия?

А. Попросите прочесть телеграмму через дверь или в противном случае отнести ее на почту.

Б. Надев дверную цепочку, откроете дверь.

В. Предложите оставить телеграмму в двери — вы потом её заберете.

 

3. Ты дома один, раздается звонок в дверь. Подойдя к двери, видишь в глазок незнакомого человека. Он пытается уговорить тебя открыть ему дверь. Твои действия?

А. Открыть дверь и узнать, что ему нужно.

Б. Не вступать в разговор ни под каким предлогом.

В. Сказать, что дома никого нет, а дверь открывать родители запретили.

 

4. Молодой человек интеллигентного вида подходит к тебе и говорит, что является знакомым родителей, и просит впустить его в дом, чтобы подождать маму или папу и сделать таким образом сюрприз. Твои действия?

А. Не впустишь незнакомца в квартиру ни при каких обстоятельствах.

Б. Спросишь у незнакомца фамилию, имя, отчество родителей, где они работают и, получив правильный ответ, впустишь его.

В. Спросишь у незнакомца более подробные сведения о родителях, после этого впустишь его в квартиру.

 

5) «Лабиринт»(слайд № 13, задание в отдельной разработке).

На выполнение работы отводится не более 3-4 минут.

Правильный ключ к лабиринту: 1-6-4-5-3-8-9

Самопроверка, самооценивание.

 

6) Подведение итогов работы в группах:

Выставляют оценки.

 

  • 6. Домашнее задание: § 14, с. 109, № 1-4.

 

  • 7. Подведение итогов урока (учащимся вновь предлагают определить своё настроение) (слайды № 14, 15).
Dounload PDF

Відгуки читачів