Деловые игры на уроках математики

О. П. Зелянукина, г. Константиновск, Ростовская обл.


В настоящее время особое внимание уделяется разнообразным активным методам обучения, поскольку их использование создаёт благоприятные условия для процесса познания, развития творческих способностей. В деловых играх на основе игрового замысла моделируются жизненные ситуации: учащийся может побывать в роли продавца, строителя, экскурсовода, судьи и т. д. Использование деловых игр на уроках способствует раскрытию творческого потенциала каждого учащегося. В процессе игры происходит более интенсивный обмен идеями, информацией.
 
Приведём примеры деловых игр для учащихся 5 класса.
 
 
Игра «Покупатель–продавец»
 
Учитель объявляет, что учащиеся будут выступать в роли продавцов и покупателей. К доске по желанию выходят двое учащихся — мальчик и девочка. Мальчик играет роль продавца, а девочка — покупателя. Остальные учащиеся также работают в парах покупатель–продавец.
 
Учитель. Маша решила в свой день рождения угостить одноклассников конфетами. Мама девочки предложила ей купить по 800 г конфет трёх сортов и дала ей 500 рублей.
 
На экране демонстрируется слайд.
 
Наименование товара Цена за 1 кг, руб.
Чародейка 210
Мишутка 165
Алёнушка 238
Сказка 185
Новогодние 200
 
Учитель. Маша пришла в магазин и будет выбирать конфеты из представленного на слайде перечня.
 
Задача продавца: предложить такой набор конфет, чтобы Маша сделала покупку на как можно большую сумму; «выдать чек» на оплату товара (записать решение на доске), сдачу с 500 руб.
 
Задача Маши: купить конфеты трёх видов, убедиться в правильности подсчётов, выполненных
продавцом.
 
Остальные учащиеся работают в парах покупатель–продавец. По окончании работы сообщают
о своих вариантах покупки.
 
 
Игра «Кассир и вкладчик»
 
Учитель приглашает к доске двоих ребят. Один из них будет «кассиром банка», второй — «вкладчиком».
 
На экране демонстрируется слайд.
 
Срок вклада Проценты по вкладу за 1 месяц
От 1 до 3 месяцев 2 %
От 3 до 6 месяцев 3 %
От 6 до 12 месяцев 5 %
 
«Вкладчик» сообщает сумму вклада (например, 36 000 руб.), которую хочет положить на счёт, и срок вклада (например, на 2 месяца). «Кассир» выполняет на доске необходимые вычисления с пояснениями. «Вкладчик» проверяет его вычисления. Остальные учащиеся — ревизоры, они проверяют работу «кассира».
 
Затем к доске выходит следующая пара. Новый «вкладчик» называет другую сумму и другой срок вклада и т. д.
 
Примечание. В виде данной игры можно провести самостоятельную работу.
 
Каждый учащийся, сидящий за столом слева — «вкладчик», справа — «кассир». Для облегчения проверки учитель может предложить «вкладчикам» каждого ряда выбрать одну и ту же сумму и «сделать вклад» на один и тот же срок.
Dounload PDF

Відгуки читачів