Сделать ребенка читателем — непростая работа

Т. Н. Кириенко, заведующая библиотекой; В. М. Богданова, библиотекарь ОШ № 18, г. Артемовск, Донецкая обл.


Любовь к книге прививается с детства. В доме должны быть книги, они освещают жилище. Книге предназначено быть спутником человека... Книжный шкаф в комнате — это не просто собрание книг, пусть даже отлично изданных, это то, с чем живешь, что учит и ведет за собой.

В. Лидин

 

Известный русский просветитель Н. А. Рубакин писал:«Вчитателе… отражается общественная жизнь, как в капле воды отражается окружающая среда». Иэто действительно так! Глядя на наше современное школьное поколение, можно увидеть издержки и духовного, и морального, и эстетического воспитания. Дети часто воспринимают мир поверхностно, что ведет к поверхностным межличностным отношениям, бездумному, бессистемному построению жизненной концепции, т.е. порождает черствость и равнодушие. И нет страшнее и разрушительней силы, чем духовная пустота. А книга лечит, наполняет душу сердечным огнем. Перестав читать, незаметно для себя человек перестает быть человеком.

 

Как отмечал В. А. Сухомлинский,«без преувеличения можно сказать, что чтение в годы детства — это, прежде всего,воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души. Слово, раскрывающее благородные идеи, навсегда откладывает в детском сердце крупинки человечности, из которых складывается совесть. А ведь именно вдумчивое чтение позволяет впитать богатство мыслей, чувств, красоту слова — все то, что таит в себе книга».

 

Поэтому мы сформулировали основные принципы работы с читателями и построили работу нашей библиотеки так, чтобы:

  • повысить у ребенка осознание себя как читателя, научить его получать удовольствие от чтения;
  • сделать чтение более разнообразным;
  • предоставить читателям возможность поделиться впечатлениями от прочитанного произведения со сверстниками;
  • повысить статус чтения как творческого процесса;
  • определить работу школьной библиотеки как центра информации и дистанционного образования.

 

Осознавая всю важность этой проблемы, мы пытаемся найти пути приобщения ребенка к чтению, учитывая возрастные, индивидуальные особенности, адаптируя порой и школьные, и клубные формы работы.

 

Среди наиболее ярких и значимых мероприятий по продвижению книги и чтения среди учащихся необходимо выделить: ежегодный праздник для юных читателей «Неделя детской книги», в рамках которогопроходят встречи с писателями, поэтами, художниками-аматорами; презентации новых книг и журналов;читательские конкурсы и конференции;турниры знатоков.

 

Привлечение к чтению, поощрение чтения, развитие читательского творчества, создание среды комфортного чтения формирует представления у групп общественности о важности, необходимости, престижности книжного чтения. Все мероприятия - акции, конкурсы, дни открытых дверей, выставки, встречи—организованыучителями и библиотекарями школы, которые помогли обновить книжный фонд, привлечь спонсоров к улучшению методической базы школы. Оформлена подписка на 55 наименований периодических изданий, обновлена мебель, книги, периодика, компьютерная техника, сформирован фонд мультимедийных документов. Библиотека подключилась в сети Интернет, увеличилось число читателей и посещений. Тесный контакт у библиотеки установлен, прежде всего, с администрацией школы, без поддержки которой библиотекарям было бы сложно самостоятельно налаживать внешние партнерские и спонсорские связи.

 

Традиционными партнерами нашей библиотеки в продвижении чтения выступают педагоги и родители. Ведущую роль в создании позитивного имиджа библиотеки и привлечении читателей играет сотрудничество со средствами массовой информации. Растет количество самых маленьких читателей. Традиционными стали «Дни дошкольника» в школьной библиотеке, которые проводятся совместно с педагогами, дошкольниками, родителями и библиотекарями. Естественно, эти мероприятия не обходятся без красочных, интересных книжных выставок, созданных специально для будущих школьников. Мы используем зрительное и эмоциональное восприятие детей. Детство — это, конечно же, масса самых разнообразных игр и игрушек, которые играют немаловажную роль в привлечении маленького посетителя библиотеки. Прибегнув к помощи ярких, красочных детских игрушек мы гарантируем повышенный интерес к книжной выставке не только у дошколят, но и прочего школьного народа.

 

Для мам и пап будущих первоклассников подготавливаем информацию о самых интересных и лучших книгах для младшего возраста. В информационных листовках родители могут узнать о том, как подготовить ребенка к школе, какими должны быть первые учебные книги. Чем раньше ребенок окунется в книжную среду, тем лучше, а если он будет не одинок и его единомышленниками выступят родители, это станет самым большим достижением школьной библиотеки. Мы предлагаем родителям, учителям и используем сами громкое выразительное чтение. Читать должен обязательно кто-то постарше. Если произведение читается громко, выразительно, с нотками артистизма, с показом иллюстраций, использованием технических средств или работой с раздаточным материалом (фигурки, картинки), с музыкальными заставками, включением в чтение интересных вопросов и т. п., то все это помогает глубже проникнуть в содержание произведения, принять текст на самом высоком, «сердечном», уровне.

 

Организацией семейного чтения и общения в нашей библиотеке занимается семейный клуб. Проводится множество различных массовых мероприятий, планомерная и продуманная индивидуальная работа. Хорошим стимулом для активизации данного направления послужили конкурсы «Самая читающая семья» и «Семейные увлечения».

 

Совсем непросто сделать каждого ребенка читателем. В библиотеке мы используем разнообразные формы индивидуальной и массовой работы, обращая особое внимание на чтение сложных категорий читателей: детей-инвалидов, детей из неблагополучных семей, «трудных» подростков. В прошлом учебном году была организована встреча школьной администрации, психологов, педагогов, где решались проблемы всестороннего развития и воспитания «сложной группы» учащихся.

 

Книга есть жизнь нашего времени. В ней все нуждаются — и старые, и молодые, и деловые, и ничего не делающие; дети — так же.

В. Белинский

 

Библиотечная работа с детьми начинается с эмоционального введения детей в мир художественной литературы. Поэтому, решая задачи развития интеллектуальной и познавательной сферы ребенка, мы на занятиях громкого чтения предлагаем ребенку самостоятельно смастерить поделку или нарисовать рисунок, самому рассказать о содержании своей работы. Часто используем компьютерные технологии: организовываем просмотр мультфильмов для начального и среднего звена, для групп продленного дня. На видеоуроки приглашаем учащихся старших классов и их родителей.

 

Чтение предполагает творчество. Выразить себя и свое отношение к прочитанному произведению учащимся помогают выставки детских поделок, конкурсы рисунков и самодельных книжек юных сочинителей. Так, библиотечный марафон «Новогодняя сказка» помог детям по новогодним рисункам сочинить свою сказочную историю и рассказать ее другим учащимся. В то же время, выставленные в библиотеках творческие работы одних ребят смогли стать побудительным мотивом для других учащихся обратиться к книге.

 

Сегодня в арсенале библиотеки наблюдается большое разнообразие форм индивидуальной, групповой и массовой работы с читателями. Беседы, совместная подготовка творческих выставок, поощрение лучших читателей, бенефисы, конкурсы, награждение самых читающих, поощрение на родительских собраниях и школьных линейках, составление планов чтения, подготовка презентаций любимых произведений направлены на привлечение школьника к прочтению книг.

 

Книги — мудрые и сердечные друзья, которые тебе указывают верный путь, предостерегают от заблуждений, с которыми и в детстве, и в юности, и в старости ты не одинок, ты силен.

В. Василевская

 

Как и прежде, в своей работе мы используем такие формы, как книжные выставки, беседы, обзоры литературы, познавательные часы, библиотечные уроки. Занятия кружков и клубов, экскурсии по библиотеке, литературные путешествия, презентации, конференции, круглые столы, лекции, брэйн-ринги, литературные гостиные и, конечно же, книжные шоу, флэш-мобы, костюмированные вечера — все эти направления работы школьной библиотеки можно считать слагаемыми формирования читателя, если такая работа проводится грамотно, интересно и без отрыва от книги.

 

Конечно же, существенно важно, что, прививая интерес к чтению, мы воспитываем культурного, любознательного читателя, а значит, высокодуховную творческую личность,способную созидать, творить, писать.

 

Если у молодого человека воспитана страсть к чтению, он не будет в свободное время изнывать от безделья и искать дешёвых развлечений и удовольствий.

 

Совместное чтение

Согласно выводам экспертов из университета Канзаса, совместное чтение книг родителей и детей благоприятно отражается на общем развитии ребенка, психическом здоровье и способности к социальной адаптации.

Специалисты рекомендуют читать вместе с ребенком, увлечь его рассказом, а также обсуждать с ним любую прочитанную книгу. Для этого нужно задавать ему вопросы о прочитанном тексте, пояснять все непонятные слова и просить ребенка рассказать о героях сказки, которые ему понравились.

Исследование показало, что чем больше времени родители уделяют совместному чтению, тем меньше проблем в дальнейшем возникает у ребенка в обучении и формировании социальных связей.

Совместное чтение подарит вам восхитительные минуты, проведенные наедине с ребенком, разовьет у него речь, воображение и фантазию и на всю жизнь подарит удивительный мир книг.Уроки В. А. Сухомлинского

 

О книге и чтении

Умственные интересы ученика должны выходить за пределы программы — лишь при этом условии возможно успешное учение.

Если подросток ничего, кроме учебника, не читает, он не успеет выучить и учебник. Если ученик много читает, он не только хорошо выучит уроки, но и у него останется ещё свободное время для других, интеллектуально-творческих, спортивных, трудовых, эстетических, интересов.

Книги останутся спящими великанами, пока к ним не прикоснулась живая вода мудрого ума и трепетного, взволнованного сердца педагога.

Если у молодого человека воспитана страсть к чтению, он не будет в свободное время изнывать от безделья и искать дешёвых развлечений и удовольствий.

 

 

Чтение в семье

  • Вспоминая с ребенком содержание прочитанного ранее, сознательно перекручивайте материал, чтобы проверить, запомнил ли ребенок прочитанный текст.
  • Рекомендуйте своему ребенку книги своего детства, делитесь своими впечатлениями от чтения той или иной книги, сравнивайте ваши впечатления.
  • Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.
  • Воспитывайте бережное отношение к книге.
  • Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственными надписями, добрыми и теплыми пожеланиями.
Dounload PDF

Відгуки читачів