Человек и природа (по произведению В. П. Астафьева «Белогрудка»). 6-й класс

В. Н. Шишкина, учитель русского языка и литературы СОШ № 2, г. Першотравенск, Днепропетровская обл.


Цели:

  • обучающие: привлечь внимание детей к проблеме взаимоотношений человека и природы; формировать умение анализировать поступки литературных героев;
  • развивающие: развивать чувство ответственности за всё, что наносит вред окружающей среде;
  • воспитательные: воспитывать гуманное отношение к природе, животным.

 

Оборудование: портрет В. П. Астафьева; рисунки детей, сделанные к уроку; мультимедийная презентация; аудиозаписи пения птиц, звуков леса; плакат «Охранять природу — значит охранять Родину» (М. М. Пришвин).

 

Форма проведения: урок-суд.

 

Ход урока

 

I. Вступительная часть

 

Слово учителя

(На слайде № 1 картинки леса.)

— Сегодня у нас необыкновенный урок: мы будем говорить о взаимоотношении человека и природы, о гуманном отношении ко всему живому, что есть на земле. Эта тема всегда была одной из ведущих в творчестве писателей. Художники слова пытаются вызвать у людей тревогу и озабоченность за состояние живой природы, с болью и гневом они осуждают тех, кто губит всё живое на земле.

Поэтому предлагаю и вам присоединиться к этому праведному осуждению, обратившись к рассказу Виктора Петровича Астафьева «Белогрудка».

 

2. Рапорт дежурного

— Встать! Суд идёт! Уважаемый судья, класс к слушанию дела о вереинских мальчишках готов: прокурор, адвокат и публика заняли свои места.

 

 

II. Судебное заседание

 

Судья (учитель). Прошу садиться. Итак, слушается дело вереинских мальчишек, которые обвиняются в том, что, выследив в чащобе косогора около своей деревни белогрудую куницу, похитили у неё детёнышей — троих кунят, унесли их в деревню, а потом погубили их. Прокурор готов? Защита готова?

 

Публике разрешаю вмешиваться в ход судебного заседания.

 

Чтобы лучше понять обвинение, дадим слово мальчику, который виновен в гибели куницы и её детёнышей.

Мальчик, тебе предоставляется слово.

 

Мальчик. Я живу в деревне Вереино, которая стоит на горе. Недалеко от нашей деревни ютится маленькая деревенька в три дома — Зуята. А между Зуятами и Вереино — огромный крутой косогор, который так сильно зарос густолесьем, что взрослые почти не суются туда. Только иногда мы, вереинские мальчишки, спускаемся вниз.

 

На этом косогоре поселилась белогрудая куница. Мы с ребятами называли её просто Белогрудка. Она очень боялась людей, и если кто-нибудь приближался, она пулей летела в лесную глухомань.

 

На третье или четвёртое лето мы выследили, что Белогрудка родила кунят, и мы с мальчиками решили их взять домой.

 

(На слайде № 2 фотографии зверей и птиц.)

 

Судья. Почему вы решили это сделать?

 

Мальчик. Кунята были маленькие, как бобовые стручки, и очень хорошенькие. Я положил их в шапку и понёс домой, чтобы дома играть с ними.

 

Судья. Вопрос к прокурору и адвокату: хорошо ли поступили вереинские мальчишки, утащив из гнезда куницы её ещё совсем маленьких детёнышей?

 

Прокурор. Нет. Ведь они не только не подумали о том, что будет с кунятами, но и отняли у куницы-матери её детей. И если бы Белогрудка могла кричать, она бы закричала, когда увидела пустым своё гнездо.

 

Адвокат. Но ведь мальчики не хотели погубить кунят. Они кормили их сырым мясом, так как видели, что Белогрудка тоже несла им в зубах рыжую птичку сойку.

 

Судья. Хотелось бы узнать, как отнеслись родители мальчика к тому, что он принёс домой маленьких кунят.

 

Мальчик. Папа сказал мне, чтобы я не мучил зверушек и отнёс их в гнездо, а то ведь они могут пропасть, а когда Белогрудка совсем освирепела и стала по ночам убивать домашнюю птицу: утят, гусят, даже погиб пёс-охранник, отец выпорол меня ремнём и приказал отнести кунят в гнездо.

 

Адвокат. Давайте проследим всё поэтапно, с начала. Вереинские мальчишки любят бывать в лесу. Они очень наблюдательны и обнаружили, что кроме знакомых жильцов косогора — птиц, барсуков, белок, горностаев, рябчиков и глухарей — в чащобе косогора поселилась одна из самых осторожных зверушек — белогрудая куница. Два или три года она прожила в одиночестве и очень боялась людей. На третье или четвёртое лето она родила кунят и была старательной матерью, вдосталь снабжала их едой и трепетала от счастья, прильнув к ним. Она ни на что не могла обращать внимание. Этим и воспользовались вереинские мальчишки: кунице трудно было прокормить своих детёнышей, приходилось за кормом отлучаться далеко в лес. Мальчишки забрали кунят, осиротили их.

 

Судья. Прошло несколько дней после того, как дети утащили кунят из гнезда. Что случилось с детёнышами куницы потом?

 

Мальчик. Днём, когда ко мне приходили товарищи, я выносил их в шапке на крыльцо и играл с ними: переворачивал их к верху брюшками, щёлкал по носу. Иногда мальчишки приносили сырое мясо, и мы кормили их. Часто мы спорили, кому ещё взять этих кунят. Но я никому их не отдавал. Вскоре один из них умер, и я взял его за лапку и кинул собаке. Наш вислоухий дворовой пёс обнюхал кунёнка и стал неторопливо пожирать его с головы. А когда отец выпорол меня, я взял двух других кунят и бросил их в овражке возле леса и ушёл.

 

Судья. Почему ты не отнёс их обратно назад?

 

Мальчик. Я просто поленился лезть в лесную глушь.

 

Судья. Слово прокурору.

 

Прокурор. Мальчик достоин осуждения, потому что, когда мальчишки решили взять кунят, он не остановил их и потом сам погубил детёнышей куницы. И из-за него страдала куница-мать, которую подкараулили и сшибли дробью с тополя возле старой церкви. Но тогда Белогрудка не погибла. Лишь две дробинки попали ей под кожу, и она на несколько дней затаилась, видимо, зализывала свои раны. А потом она вновь пришла к дому, где погибли её детки, и охотник убил её.

 

Охотник. Однажды мы обнаружили, что на селе за ночь было придушено множество цыплят и кур. Каждое утро на огородах и улицах односельчане находили задавленных утят и гусят. А в крайних домах, что ближе к лесу, птица вовсе вывелась. Долго мы не могли узнать, кто разбойничает ночами. И вот однажды днём около дома появилась белогрудая куница. Но поймать её не удалось.

 

Как-то я пришёл домой, а жена рассказывает, что изловила куницу. Она обнаружила её в нашем погребе, сцапала её, посадила в ящик только после того, как все банки, кринки, чашки были опрокинуты и перебиты. Но я выпустил куницу на волю и сказал жене, что животное не виновато, его обидели и осиротили.

 

Белогрудка всё-таки не унялась, а стала разбойничать пуще прежнего. И мне пришлось ещё до начала охотничьего сезона убить её. Я увидел её на огороде возле парника, загнал на одинокий куст и выстрелил. Куница упала в крапиву и увидела бегущую к ней собаку. Белогрудка змейкой взвилась из крапивы, вцепилась в горло собаке и умерла. До сих пор в Зуятах и Вереино помнят Белогрудку и строго наказывают ребятам, чтобы они не смели брать детёнышей зверят и птиц.

 

Судья. Мы выслушали мнения защиты и обвинения. Прошу всех присутствующих на суде высказать своё мнение о том, виновен ли мальчик, достоин ли он осуждения?

 

1-й зритель. Мне кажется, что мы с детства должны воспитывать в себе доброе отношение к животным, птицам, природе. Я расскажу вам такую историю. Рядом с моим домом стоят высокие старые тополя. На каждом дереве по 20–25 грачиных гнёзд. Прошлой весной грачи заняли свои гнёзда, у них появились грачата. Однажды ночью началась гроза; сильный ветер, ливень бушевали всю ночь. А утром около тополей мы подобрали несколько выпавших из гнёзд грачат. Они ещё не могли летать, некоторые даже ещё не оперились. Сначала мы с соседом Сашей хотели положить их обратно в гнёзда. Но как? Для этого надо высоко взбираться по тополям, а этого мы не смогли сделать. Стали мы думать и гадать, что делать с ними. Дома мы нашли садок для рыбы и приспособили его для грачат. Но чем кормить грачат? Прежде всего мы вспомнили о хлебе, но они от него отказались. Тогда мы попробовали кормить их червями — едят! Думали, что горсти червей хватит, но не тут-то было! Грачата кричат, голодные! К нам на помощь пришёл Кирилл, который учится сейчас во втором классе. Мы стали вместе копать червей и кормить грачат. Несколько грачат Кирилл взял домой и ухаживал за ними.

 

Скоро мы стали учить грачат летать и выпустили их на волю. Этот день был для нас настоящим праздником.

 

Я думаю, что брать домой нужно только тех животных и птиц, которые в этом нуждаются.

 

2-й зритель. Я хочу прочитать стихотворение Евгения Антошкина, которое называется «Добро». (Читает.)

 

Поэт призывает нас творить добро. А разве по-доброму поступили мальчики? Я считаю, что они поступили бессердечно по отношению к кунице и её детям, и поэтому заслуживают наказания.

 

3-й зритель. А я хочу прочитать стихотворение С. А. Есенина «Песнь собаке». На сегодняшнем судебном заседании меня охватило такое же тревожное чувство жалости, которое я испытала, когда прочитала стихотворение «Песнь собаке».

 

Я тоже считаю, что мальчики поступили необдуманно жестоко и заслуживают наказания. (Читает стихотворение.)

 

4-й зритель. Если человек по-доброму относится к природе, то природа отвечает человеку взаимностью. Я расскажу о том, что произошло в рассказе Нины Ногиной «Поющая ёлка». (Кратко пересказывает содержание рассказа.) Я уверена, если бы мальчишки не погубили кунят, у них в следующем году было бы гораздо больше радости и развлечений.

 

Судья. Суд внимательно выслушал мнение всех присутствующих и постановил признать мальчика виновным и достойным осуждения. Благодарю адвоката, прокурора, публику. Судебное заседание считаю закрытым.

 

К сожалению, ребята, такие явления губительного отношения человека к природе, животным встречаются не только в художественной литературе, но и в реальной жизни. Поэтому главную мысль сегодняшнего урока, думаю, можно сформулировать, используя слова В. Бианки: «Человек должен жить в согласии с природой, человек не рождается с этим чувством, его надо в себе воспитывать».

 

Охрана природы, животного мира — всенародное дело. Совершенно необходимо, чтобы каждый человек: и взрослый, и ребёнок — чувствовали ответственность за сохранение окружающей среды. Надо воспитывать в себе чувство бережного отношения к любому животному, будь то большой зверь или крошечное насекомое. Очень важно не только воспитывать чувство ответственности за выполнение закона об охране животного, но и уметь объяснить другим необходимость гуманного отношения к животным. В русской литературе есть не только такие печальные произведения, как те о которых мы говорили сегодня, но и другие, раскрывающие доброе отношение человека к «братьям нашим меньшим» и рассказывающие об ответственности человека за природу. Это, например, рассказ В. Астафьева «Васюткино озеро», рассказы В. Бианки, М. Пришвина, К. Паустовского, Н. Сладкова.

 

Итак, а сейчас послушаем природу: послушаем, как звучит лес, поют птицы, жучит ручей.

(Прослушивание аудиозаписи звуков природы.)

 

• Что значит быть мудрым хозяином природы? (Ответы детей.)

(На слайде № 3 книги о природе.)

 

III. Домашнее задание

Подготовиться к конкурсу «Представляю мою любимую книгу о природе» (рассказать об авторе, прокомментировать произведение так, чтобы слушателям захотелось прочитать эту книгу). Сделать иллюстрацию к книге.

Dounload PDF

Відгуки читачів