Передплатну кампанію на 2019 рік розпочато!

Оформити передплату за пільговими цінами

Бажаєте зекономити на передплаті?

Пропонуємо вам стати учасником програми лояльності «120 балів»!

 

Дізнатися більше

Создание эффективной системы мотивации учителя как условия развития его профмастерства

Ж. Л. Кудина, практический психолог гимназии № 92, г. Донецк


Справжні мотиви наших дій, як правило, приховані, тоді як позолота та прикраси пишно виглядають ззовні.
К. Колтон
 
Наша страна вот уже третье десятилетие строит новое государство, основа которого — рыночно-экономические отношения. Такие отношения зарождаются и в системе образования и, как следствие, руководитель учебного заведения — менеджер образования, перед которым возникают новые задачи, решение которых требует распространения инноваций во всех элементах образовательной системы.
 
Реализация современной политики в образовании невозможна без педагога, владеющего высоким профессионализмом, творческим потенциалом, занимающего ведущие интеллектуальные позиции в обществе. Образование ждет новых инвестиций в виде педагогов, готовых к кардинальным преобразованиям, реформам. Но, к сожалению, ожидания далеки от действительности. Так, по данным городского отдела образования, профессию «педагог» выбирает менее 1 % выпускников, средний возраст работающих педагогов превышает 45 лет. Кто будет учить наших детей через 10–15 лет? Всем понятно, что реформирование образования, о котором так много говорится на всех уровнях, учитывает не все аспекты педагогической деятельности. Совсем незначительное внимание уделяется личности и проблемам самого педагога.
 
Многие теоретики-педагоги отмечали огромное нравственное воздействие, могучую и мудрую власть учительской профессии. Платон писал, что если башмачник будет дурным мастером, граждане от этого будут только несколько хуже обуты, но если воспитатель детей будет плохо выполнять свои обязанности, в стране появятся целые поколения невежественных и глупых людей. Как и любой вид, деятельность педагога имеет свою структуру, которая включает следующие компоненты: мотивация, педагогические цели и задачи, предмет педагогической деятельности, педагогические средства и способы решения поставленных задач, продукт и результат педагогической деятельности.
 
Педагогическая деятельность имеет те же характеристики, что и любой
другой вид человеческой деятельности. Это, прежде всего, целенаправленность,
мотивированность и предметность.
 
Как видим, в структуре педагогической деятельности мотивации принадлежит особое место: «сильные» и «слабые» специалисты различаются не столько по уровню интеллекта, сколько по уровню и структуре мотивации. Доктор психологических наук Анатолий Алексеевич Деркач экспериментально доказал, что результативность работы педагога в большой степени зависит от наличия в структуре профессиональной компетентности мотивации творческих потребностей.
 
Выделяют следующие виды профессиональных мотивов учителя:
  • материальные стимулы;
  • побуждения, связанные с самоутверждением;
  • профессиональные мотивы;
  • мотивы личностной самореализации.
 
Проблема мотивационной готовности, восприимчивости к педагогическим инновациям является одной из центральных в подготовке учителя, так как только адекватная целям инновационной деятельности мотивация обеспечит гармоническое осуществление этой деятельности и самораскрытие личности педагога.
 
Рассмотрим, как строится инновационная деятельность учителя при явном доминировании одного из мотивов, выделенных Л. Н. Захаровой (2003 г.).
 
Внешние стимулы, связанные с материальным вознаграждением. Особенностью работы учителя с такой мотивацией является то, что он ориентирован на внешние показатели своего труда, практически не стремится к повышению квалификации (за исключением обучения с отрывом от работы в школе). Такой учитель более, чем другие, безразличен к изменениям в своем труде, но если и вносит какие-то новшества, то часто из-за того, чтобы «не отстать от моды», из-за «служебной необходимости». Использование им новшеств носит случайный, эпизодический характер, например, когда нужно дать открытый урок.
 
Такая внешняя непрофессиональная мотивация ведет к снижению эффективности профессиональной деятельности в целом, а также наносит вред учащимся в плане их личностного развития, хотя далеко не всегда это проявляется так очевидно.
 
Мотивы внешнего самоутверждения учителя (самоутверждение через внешнюю положительную оценку окружающих), иначе — мотив престижа.
 
В этом случае учитель занимается введением инноваций ради положительного общественного резонанса на его труд. Сформированность познавательной деятельности учеников, уровень усвоения знаний является не главной целью учителя, а средством достижения цели — положительной оценки его работы. В таких случаях наблюдается тенденция превратить использование новых, эффективных методов в самостоятельную задачу, подчиненную не целям обучения, а целям достижения личного успеха.
 
Профессиональный мотив: в наиболее общем виде он выступает как желание учить и воспитывать детей. Характерным для данного вида мотивации является направленность инновационной деятельности учителя на учеников.
 
На вопрос: «Что побуждает вас вводить новшество в педагогический процесс?» педагоги с профессиональной мотивацией отвечают следующее:
  • желание добиться лучшего усвоения знаний и умений учениками;
  • стремление стимулировать детей к большей активности;
  • желание изучить индивидуальные особенности учащихся;
  • стремление развить творческие способности детей.
 
Мотивы личностной самореализации. По мнению ряда исследователей, потребность в самоактуализации потенциально существует у всех людей, но не у всех проявляется в профессиональной деятельности. Учителя, стремящиеся к самоактуализации, предпочитают творческие виды труда, открывающие явные возможности для саморазвития. Урок для такого педагога — это повод для реализации себя как личности и профессионала. Деятельность такого педагога отличается высоким уровнем восприимчивости новшеств, постоянным поиском себя в этом новом, потребностью в создании нового видения различных форм педагогической действительности.
 
Таким образом, потребность в самосовершенствовании является основным мотивом и стержневым качеством современного учителя-новатора, одним из важнейших условий развития творческой инициативы, повышения профессионального мастерства педагога. А удовлетворить данную потребность руководитель может, создав эффективную систему мотивации учителя.
 
Мотивация — (от греч. motif; от лат. moveo — двигаю) — внешнее или внутреннее побуждение субъекта к деятельности во имя достижения каких-либо целей, наличие интереса к такой деятельности и способы его инициирования. Мотивация бывает положительной (мотивирующие факторы) и отрицательной (демотивирующие факторы).
 
При приеме на работу будущий педагог в первую очередь должен иметь объективное представления о мотивирующих и особенно демотивирующих факторах, чтобы быть готовым к возникновению возможных трудностей.
 
Демотивирующие факторы можно объединить в три группы: система управления (недостаточная оплата труда, ненормированный рабочий день, нестабильность и др.); руководитель (несправедливость, авторитаризм (либерализм), необоснованные завышенные требования); межличностные отношения (отношения с коллективом).
 
Среди мотивирующих факторов выделяют материальные (специальный, «мотивационный», бюджет, подарки, лотерея, премия и т. д.) и нематериальные (наблюдение за личными достижениями, развитие сотрудников, общественное признание и т. п.).
 
Каждый руководитель должен создать свою систему мотивации, учитывая возможности заведения. В идеале такая система должна включать элементы всех групп мотиваторов. Ниже приведены примеры стимулов, которые наиболее удачно работают в системе образования. 
 
Развитие сотрудников:
  • предоставление педагогу рекомендательного письма для поступления в аспирантуру или для соискательства с целью подготовки кандидатской диссертации;
  • предоставление дополнительных дней, свободных от работы (творческого отпуска в дни осенних, весенних, зимних каникул), педагогам, обучающимся на курсах, получающим высшее образование, обучающимся в магистратуре и аспирантуре, являющимся соискателями;
  • оплата участия педагога в региональных, всеукраинских, международных конференциях, семинарах.
 
Общественное признание:
  • благодарность в приказе;
  • публичная похвала;
  • выдвижение на награждение грамотой;
  • представление педагога к местным или государственным наградам;
  • представление к почетному знаку, званию;
  • публикация о педагоге в СМИ, на Интернет-сайтах;
  • размещение фотографии на стенде («Лучшие педагоги», «Золотой фонд» и т. п.).
 
Организационные факторы:
  • предоставление максимально удобного для педагога расписания занятий;
  • предоставление дополнительных дней к ежегодному отпуску;
  • предоставление отдельным сотрудникам особых условий работы (гибкий или свободный график, самоконтроль качества и т. п.);
  • уменьшение внешнего влияния.
 
Не рекомендуется мотивировать:
  • выполнение обязательных действий, прописанных в должностной инструкции;
  • положительные результаты, достигнутые неправильными методами;
  • показательную старательность. 

 

Мотивировать нужно только то, на что сотрудник может влиять:

  • организацию системы педагогического, социально-психологического, психолого-едагогического просвещения и обмена педагогическим опытом;
  • участие в системе непрерывного педагогического образования;
  • создание педагогических продуктов, внедренных или имеющих перспективы внедрения в образовательный и научно-методический процессы, способствующих повышению качества образования, решению значимых для учреждения проблем, развитию учреждения;
  • участие в опытно-экспериментальной работе учреждения;
  • самостоятельное освоение и осуществление инновационной деятельности;
  • участие в научно-методической работе учреждения;
  • руководство профессиональными сообществами;
  • содействие созданию положительного имиджа учебного заведения в социуме.
 
Цель руководителя — определить ту сферу деятельности, в которой данный педагог может быть наиболее полезен и разработать мотивационную схему согласно поставленным учебным заведением целям.
 
ЛИТЕРАТУРА
  1. Айсмонтас, Б. Б. Педагогическая психология / Б. Б. Айсмонтас [Электронный ресурс] // Электронный учебник.  — Название с экрана: http://www.ido.rudn.ru/psychology/pedagogical_psychology/index.html
  2. Захарова, Л. H. Психологическая подготовка педагога [Текст] / Л. Н. Захарова. — Н., 1993. — 214 с.
  3. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст] / И. А. Зимняя. — М. : Логос, 2004. — 384 с.
  4. Шилова, О. Р. Психологические особенности профессиональной мотивации учителей, работающих в разных дидактических системах [Электронный ресурс]: Автореферат. — Название с экрана: http://nauka-pedagogika.com/
 
Dounload PDF

Відгуки читачів