Создание эффективной системы мотивации учителя как условия развития его профмастерства

Ж. Л. Кудина, практический психолог гимназии № 92, г. Донецк


Справжні мотиви наших дій, як правило, приховані, тоді як позолота та прикраси пишно виглядають ззовні.
К. Колтон
 
Наша страна вот уже третье десятилетие строит новое государство, основа которого — рыночно-экономические отношения. Такие отношения зарождаются и в системе образования и, как следствие, руководитель учебного заведения — менеджер образования, перед которым возникают новые задачи, решение которых требует распространения инноваций во всех элементах образовательной системы.
 
Реализация современной политики в образовании невозможна без педагога, владеющего высоким профессионализмом, творческим потенциалом, занимающего ведущие интеллектуальные позиции в обществе. Образование ждет новых инвестиций в виде педагогов, готовых к кардинальным преобразованиям, реформам. Но, к сожалению, ожидания далеки от действительности. Так, по данным городского отдела образования, профессию «педагог» выбирает менее 1 % выпускников, средний возраст работающих педагогов превышает 45 лет. Кто будет учить наших детей через 10–15 лет? Всем понятно, что реформирование образования, о котором так много говорится на всех уровнях, учитывает не все аспекты педагогической деятельности. Совсем незначительное внимание уделяется личности и проблемам самого педагога.
 
Многие теоретики-педагоги отмечали огромное нравственное воздействие, могучую и мудрую власть учительской профессии. Платон писал, что если башмачник будет дурным мастером, граждане от этого будут только несколько хуже обуты, но если воспитатель детей будет плохо выполнять свои обязанности, в стране появятся целые поколения невежественных и глупых людей. Как и любой вид, деятельность педагога имеет свою структуру, которая включает следующие компоненты: мотивация, педагогические цели и задачи, предмет педагогической деятельности, педагогические средства и способы решения поставленных задач, продукт и результат педагогической деятельности.
 
Педагогическая деятельность имеет те же характеристики, что и любой
другой вид человеческой деятельности. Это, прежде всего, целенаправленность,
мотивированность и предметность.
 
Как видим, в структуре педагогической деятельности мотивации принадлежит особое место: «сильные» и «слабые» специалисты различаются не столько по уровню интеллекта, сколько по уровню и структуре мотивации. Доктор психологических наук Анатолий Алексеевич Деркач экспериментально доказал, что результативность работы педагога в большой степени зависит от наличия в структуре профессиональной компетентности мотивации творческих потребностей.
 
Выделяют следующие виды профессиональных мотивов учителя:
  • материальные стимулы;
  • побуждения, связанные с самоутверждением;
  • профессиональные мотивы;
  • мотивы личностной самореализации.
 
Проблема мотивационной готовности, восприимчивости к педагогическим инновациям является одной из центральных в подготовке учителя, так как только адекватная целям инновационной деятельности мотивация обеспечит гармоническое осуществление этой деятельности и самораскрытие личности педагога.
 
Рассмотрим, как строится инновационная деятельность учителя при явном доминировании одного из мотивов, выделенных Л. Н. Захаровой (2003 г.).
 
Внешние стимулы, связанные с материальным вознаграждением. Особенностью работы учителя с такой мотивацией является то, что он ориентирован на внешние показатели своего труда, практически не стремится к повышению квалификации (за исключением обучения с отрывом от работы в школе). Такой учитель более, чем другие, безразличен к изменениям в своем труде, но если и вносит какие-то новшества, то часто из-за того, чтобы «не отстать от моды», из-за «служебной необходимости». Использование им новшеств носит случайный, эпизодический характер, например, когда нужно дать открытый урок.
 
Такая внешняя непрофессиональная мотивация ведет к снижению эффективности профессиональной деятельности в целом, а также наносит вред учащимся в плане их личностного развития, хотя далеко не всегда это проявляется так очевидно.
 
Мотивы внешнего самоутверждения учителя (самоутверждение через внешнюю положительную оценку окружающих), иначе — мотив престижа.
 
В этом случае учитель занимается введением инноваций ради положительного общественного резонанса на его труд. Сформированность познавательной деятельности учеников, уровень усвоения знаний является не главной целью учителя, а средством достижения цели — положительной оценки его работы. В таких случаях наблюдается тенденция превратить использование новых, эффективных методов в самостоятельную задачу, подчиненную не целям обучения, а целям достижения личного успеха.
 
Профессиональный мотив: в наиболее общем виде он выступает как желание учить и воспитывать детей. Характерным для данного вида мотивации является направленность инновационной деятельности учителя на учеников.
 
На вопрос: «Что побуждает вас вводить новшество в педагогический процесс?» педагоги с профессиональной мотивацией отвечают следующее:
  • желание добиться лучшего усвоения знаний и умений учениками;
  • стремление стимулировать детей к большей активности;
  • желание изучить индивидуальные особенности учащихся;
  • стремление развить творческие способности детей.
 
Мотивы личностной самореализации. По мнению ряда исследователей, потребность в самоактуализации потенциально существует у всех людей, но не у всех проявляется в профессиональной деятельности. Учителя, стремящиеся к самоактуализации, предпочитают творческие виды труда, открывающие явные возможности для саморазвития. Урок для такого педагога — это повод для реализации себя как личности и профессионала. Деятельность такого педагога отличается высоким уровнем восприимчивости новшеств, постоянным поиском себя в этом новом, потребностью в создании нового видения различных форм педагогической действительности.
 
Таким образом, потребность в самосовершенствовании является основным мотивом и стержневым качеством современного учителя-новатора, одним из важнейших условий развития творческой инициативы, повышения профессионального мастерства педагога. А удовлетворить данную потребность руководитель может, создав эффективную систему мотивации учителя.
 
Мотивация — (от греч. motif; от лат. moveo — двигаю) — внешнее или внутреннее побуждение субъекта к деятельности во имя достижения каких-либо целей, наличие интереса к такой деятельности и способы его инициирования. Мотивация бывает положительной (мотивирующие факторы) и отрицательной (демотивирующие факторы).
 
При приеме на работу будущий педагог в первую очередь должен иметь объективное представления о мотивирующих и особенно демотивирующих факторах, чтобы быть готовым к возникновению возможных трудностей.
 
Демотивирующие факторы можно объединить в три группы: система управления (недостаточная оплата труда, ненормированный рабочий день, нестабильность и др.); руководитель (несправедливость, авторитаризм (либерализм), необоснованные завышенные требования); межличностные отношения (отношения с коллективом).
 
Среди мотивирующих факторов выделяют материальные (специальный, «мотивационный», бюджет, подарки, лотерея, премия и т. д.) и нематериальные (наблюдение за личными достижениями, развитие сотрудников, общественное признание и т. п.).
 
Каждый руководитель должен создать свою систему мотивации, учитывая возможности заведения. В идеале такая система должна включать элементы всех групп мотиваторов. Ниже приведены примеры стимулов, которые наиболее удачно работают в системе образования. 
 
Развитие сотрудников:
  • предоставление педагогу рекомендательного письма для поступления в аспирантуру или для соискательства с целью подготовки кандидатской диссертации;
  • предоставление дополнительных дней, свободных от работы (творческого отпуска в дни осенних, весенних, зимних каникул), педагогам, обучающимся на курсах, получающим высшее образование, обучающимся в магистратуре и аспирантуре, являющимся соискателями;
  • оплата участия педагога в региональных, всеукраинских, международных конференциях, семинарах.
 
Общественное признание:
  • благодарность в приказе;
  • публичная похвала;
  • выдвижение на награждение грамотой;
  • представление педагога к местным или государственным наградам;
  • представление к почетному знаку, званию;
  • публикация о педагоге в СМИ, на Интернет-сайтах;
  • размещение фотографии на стенде («Лучшие педагоги», «Золотой фонд» и т. п.).
 
Организационные факторы:
  • предоставление максимально удобного для педагога расписания занятий;
  • предоставление дополнительных дней к ежегодному отпуску;
  • предоставление отдельным сотрудникам особых условий работы (гибкий или свободный график, самоконтроль качества и т. п.);
  • уменьшение внешнего влияния.
 
Не рекомендуется мотивировать:
  • выполнение обязательных действий, прописанных в должностной инструкции;
  • положительные результаты, достигнутые неправильными методами;
  • показательную старательность. 

 

Мотивировать нужно только то, на что сотрудник может влиять:

  • организацию системы педагогического, социально-психологического, психолого-едагогического просвещения и обмена педагогическим опытом;
  • участие в системе непрерывного педагогического образования;
  • создание педагогических продуктов, внедренных или имеющих перспективы внедрения в образовательный и научно-методический процессы, способствующих повышению качества образования, решению значимых для учреждения проблем, развитию учреждения;
  • участие в опытно-экспериментальной работе учреждения;
  • самостоятельное освоение и осуществление инновационной деятельности;
  • участие в научно-методической работе учреждения;
  • руководство профессиональными сообществами;
  • содействие созданию положительного имиджа учебного заведения в социуме.
 
Цель руководителя — определить ту сферу деятельности, в которой данный педагог может быть наиболее полезен и разработать мотивационную схему согласно поставленным учебным заведением целям.
 
ЛИТЕРАТУРА
  1. Айсмонтас, Б. Б. Педагогическая психология / Б. Б. Айсмонтас [Электронный ресурс] // Электронный учебник.  — Название с экрана: http://www.ido.rudn.ru/psychology/pedagogical_psychology/index.html
  2. Захарова, Л. H. Психологическая подготовка педагога [Текст] / Л. Н. Захарова. — Н., 1993. — 214 с.
  3. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст] / И. А. Зимняя. — М. : Логос, 2004. — 384 с.
  4. Шилова, О. Р. Психологические особенности профессиональной мотивации учителей, работающих в разных дидактических системах [Электронный ресурс]: Автореферат. — Название с экрана: http://nauka-pedagogika.com/
 
   
Dounload PDF

Відгуки читачів

Залиште перший відгук.

Залишити відгук

Ваше ім'я
E-mail (не публікується)
Відгук
Введіть 5070
 
Догори