Текст «Чумаки». Занятие по развитию слухового восприятия. 9 класс

Н. М. Горина, г. Мариуполь


ТЕМА. ТЕКСТ «ЧУМАКИ»

 

Задачи:

  • развивать слуховое восприятие учеников текста с голоса учителя, учащихся, с аудиозаписей;
  • способствовать развитию связной устной речи детей с недостатками слуха;
  • воспитывать в учащихся чувство любви и гордости к Украине, её государственным символам, интерес к истории государства.
Оборудование: слухоречевой тренажёр, мультимедийная доска, аудиозаписи голосов взрослых
с различными вопросами.
 
ХОД ЗАНЯТИЯ
 
1. Организационный момент
  • Ребята, будьте внимательны, следите за речью, за поставленными вопросами и своими
  • ответами.
  • Поздоровайтесь, мальчики. (Ученики здороваются с девочками.)
  • Девочки, ответьте на приветствие. (Ученицы отвечают мальчикам.)
 
2. Проверка работы индивидуальных слуховых аппаратов
  • Как твои дела?
  • Как ты меня слышишь?
  • Какая сегодня погода?
 
3. Опознание фраз по теме «Твой мобильный телефон»
  • Ты пользуешься мобильным телефоном?
  • Какой фирмы у тебя телефон?
  • Какой мобильный оператор?
  • Правильно ли Юра произнёс слово «мобильный»? (Ответы учащихся.)
 
4. Фразы учебного характера
Звучит аудиозапись с вопросами взрослых.
  • Электрический ток — это упорядоченное движение заряженных частиц.
  • Оксиды — это сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых оксид.
  • Посчитай от одного до десяти на английском языке.
 
5. Восприятие на слух упражнений на выполнение заданий по развитию эмоционально-волевой сферы учащихся
  • Вы молодцы, я вас люблю!
  • Я радуюсь, погода… (прекрасная).
  • Я доволен тем, что… (у меня много друзей).
  • Я люблю Украину, потому что… (это моя Родина).
  • Произнеси своё имя. Назови первый звук своего имени.
  • Подбери на этот звук качество, которое нравится тебе в людях. (Например: Карина — культурная, Валерий — весёлый и т. д.)
  • На какой вопрос отвечают эти слова? К какой части речи относятся?
 
6. Работа над текстом «Чумаки»
Кто такие чумаки? Так издавна называли в Украине торговцев солью и рыбой, ездивших со своими товарами в Крым, на Дон и в низовье Днепра. Трудно сказать, почему чумаки получили такое название. Может быть, потому что часто из Крыма они привозили страшную болезнь — чуму. Может быть, потому что ковш, из которого пили чумаки, называли чумом.
 
Во времена казачества запорожские казаки снабжали чумаков вооружённой охраной. Чумаки перевозили товары на волах и специальных возах. О чумаках создано много легенд и песен, которые дошли до нашего времени. Чумацкие песни, то грустные, то весёлые, рождались ранним морозным утром или в ночной тишине, когда вокруг всё было неведомое, далёкое, и только слабо светился Млечный Путь — Чумацкий Шлях. Характер чумака — суровый, немного грустный. Крепкое тело, мужественное лицо, длинные усы и закрученный за ухо чуб придавали чумаку особенную индивидуальность.
 
Вопросы к учащимся:
1. Какие знакомые слова вы услышали?
2. Какой заголовок подобрать к этому тексту?
3. Кто такие чумаки? (Ученики рассматривают картину «Чумаки».)
4. Подберите к картине предложения из текста.
5. Повторите такие слова: чумаки, Крым, низовье Днепра, запорожские казаки.
 
На следующем занятии мы продолжим работу над текстом. Ребята, посмотрите в энциклопедии, за чем и куда ездили чумаки. Это ваше домашнее задание.
 
Сейчас закройте глаза и подумайте о чёмнибудь хорошем.
 
7. Фразы по теме «Государственные символы Украины»
  • Государственными символами являются герб, флаг, гимн.
  • Государственный герб Украины — …
  • Государственный флаг Украины — полотно сине-жёлтого цвета, символ независимости государства.
  • Гимн нашего государства — торжественная песня. (Звучит гимн Украины.)
 
8. Работа без звукоусиливающей аппаратуры
  • Повторите такие слова: электрический ток, оксиды, флаг, запорожские казаки.
 
9. Подведение итогов
Положительная оценка работы учащихся. Установка на выполнение домашнего задания
 
Литература
  1. Пелымская Т. В. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом / Т. В. Пелымская. — М. : Владос, 2003. — С. 8–9.
  2. Назарова Л. П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха / Л. П. Назарова. — М. : Владос, 2001. — С. 25–33.
  3. Багрова И. Г. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух / И. Г. Багрова. — М. : Просвещение, 1990. — С. 62–65.
  4. Белущенко В. А. Педагогическая реабилитация детей с нарушением слуха / В. А. Белущенко. — СПб. : Каро, 2006. — С. 8–11.
  5. Королевская Т. К. Развитие слухового восприятия слабослышащих детей / Т. К. Королевская. — М. : Владос, 2004. — С. 7–11.
  6. Лекційний матеріал міжатестаційної курсової перепепідготовки працівників спеціальних дошкільних закладів для дітей з особливими освітніми потребами та інтернатних навчальних закладів усіх типів в Донецькому облППО «Урок в спеціальній школі як цілісна дидактична система» (Керівник — Уманець Г. М. Дата проведення : 16.05.2011-05.11.2011).
Dounload PDF

Відгуки читачів