Передплатну кампанію на 2019 рік розпочато!

Оформити передплату за пільговими цінами

Бажаєте зекономити на передплаті?

Пропонуємо вам стати учасником програми лояльності «120 балів»!

 

Дізнатися більше

Текст «Чумаки». Занятие по развитию слухового восприятия. 9 класс

Н. М. Горина, г. Мариуполь


ТЕМА. ТЕКСТ «ЧУМАКИ»

 

Задачи:

  • развивать слуховое восприятие учеников текста с голоса учителя, учащихся, с аудиозаписей;
  • способствовать развитию связной устной речи детей с недостатками слуха;
  • воспитывать в учащихся чувство любви и гордости к Украине, её государственным символам, интерес к истории государства.
Оборудование: слухоречевой тренажёр, мультимедийная доска, аудиозаписи голосов взрослых
с различными вопросами.
 
ХОД ЗАНЯТИЯ
 
1. Организационный момент
  • Ребята, будьте внимательны, следите за речью, за поставленными вопросами и своими
  • ответами.
  • Поздоровайтесь, мальчики. (Ученики здороваются с девочками.)
  • Девочки, ответьте на приветствие. (Ученицы отвечают мальчикам.)
 
2. Проверка работы индивидуальных слуховых аппаратов
  • Как твои дела?
  • Как ты меня слышишь?
  • Какая сегодня погода?
 
3. Опознание фраз по теме «Твой мобильный телефон»
  • Ты пользуешься мобильным телефоном?
  • Какой фирмы у тебя телефон?
  • Какой мобильный оператор?
  • Правильно ли Юра произнёс слово «мобильный»? (Ответы учащихся.)
 
4. Фразы учебного характера
Звучит аудиозапись с вопросами взрослых.
  • Электрический ток — это упорядоченное движение заряженных частиц.
  • Оксиды — это сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых оксид.
  • Посчитай от одного до десяти на английском языке.
 
5. Восприятие на слух упражнений на выполнение заданий по развитию эмоционально-волевой сферы учащихся
  • Вы молодцы, я вас люблю!
  • Я радуюсь, погода… (прекрасная).
  • Я доволен тем, что… (у меня много друзей).
  • Я люблю Украину, потому что… (это моя Родина).
  • Произнеси своё имя. Назови первый звук своего имени.
  • Подбери на этот звук качество, которое нравится тебе в людях. (Например: Карина — культурная, Валерий — весёлый и т. д.)
  • На какой вопрос отвечают эти слова? К какой части речи относятся?
 
6. Работа над текстом «Чумаки»
Кто такие чумаки? Так издавна называли в Украине торговцев солью и рыбой, ездивших со своими товарами в Крым, на Дон и в низовье Днепра. Трудно сказать, почему чумаки получили такое название. Может быть, потому что часто из Крыма они привозили страшную болезнь — чуму. Может быть, потому что ковш, из которого пили чумаки, называли чумом.
 
Во времена казачества запорожские казаки снабжали чумаков вооружённой охраной. Чумаки перевозили товары на волах и специальных возах. О чумаках создано много легенд и песен, которые дошли до нашего времени. Чумацкие песни, то грустные, то весёлые, рождались ранним морозным утром или в ночной тишине, когда вокруг всё было неведомое, далёкое, и только слабо светился Млечный Путь — Чумацкий Шлях. Характер чумака — суровый, немного грустный. Крепкое тело, мужественное лицо, длинные усы и закрученный за ухо чуб придавали чумаку особенную индивидуальность.
 
Вопросы к учащимся:
1. Какие знакомые слова вы услышали?
2. Какой заголовок подобрать к этому тексту?
3. Кто такие чумаки? (Ученики рассматривают картину «Чумаки».)
4. Подберите к картине предложения из текста.
5. Повторите такие слова: чумаки, Крым, низовье Днепра, запорожские казаки.
 
На следующем занятии мы продолжим работу над текстом. Ребята, посмотрите в энциклопедии, за чем и куда ездили чумаки. Это ваше домашнее задание.
 
Сейчас закройте глаза и подумайте о чёмнибудь хорошем.
 
7. Фразы по теме «Государственные символы Украины»
  • Государственными символами являются герб, флаг, гимн.
  • Государственный герб Украины — …
  • Государственный флаг Украины — полотно сине-жёлтого цвета, символ независимости государства.
  • Гимн нашего государства — торжественная песня. (Звучит гимн Украины.)
 
8. Работа без звукоусиливающей аппаратуры
  • Повторите такие слова: электрический ток, оксиды, флаг, запорожские казаки.
 
9. Подведение итогов
Положительная оценка работы учащихся. Установка на выполнение домашнего задания
 
Литература
  1. Пелымская Т. В. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом / Т. В. Пелымская. — М. : Владос, 2003. — С. 8–9.
  2. Назарова Л. П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха / Л. П. Назарова. — М. : Владос, 2001. — С. 25–33.
  3. Багрова И. Г. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух / И. Г. Багрова. — М. : Просвещение, 1990. — С. 62–65.
  4. Белущенко В. А. Педагогическая реабилитация детей с нарушением слуха / В. А. Белущенко. — СПб. : Каро, 2006. — С. 8–11.
  5. Королевская Т. К. Развитие слухового восприятия слабослышащих детей / Т. К. Королевская. — М. : Владос, 2004. — С. 7–11.
  6. Лекційний матеріал міжатестаційної курсової перепепідготовки працівників спеціальних дошкільних закладів для дітей з особливими освітніми потребами та інтернатних навчальних закладів усіх типів в Донецькому облППО «Урок в спеціальній школі як цілісна дидактична система» (Керівник — Уманець Г. М. Дата проведення : 16.05.2011-05.11.2011).
Dounload PDF

Відгуки читачів