Классный час «Красота спасёт мир». 5-й класс

Г. А. Солошко, учитель русского языка и литературы КУ ХООШ І–ІІІ ст. № 175 «Кулиничёвская», учитель-методист, учитель высшей категории, г. Харьков


Цель: воспитывать в учащихся на примере жизни известных людей честность, справедливость, толерантность, прекрасное в человеке; формировать эстетические чувства, прививать любовь к природе, к миру искусства.

 

Оборудование: высказывания великих людей; картины И. И. Левитана, ТСО, отзывы учащихся о красоте.

 

Ход классного часа

 

Вступительное слово учителя

— Ребята! Представьте себе, что мы оказались на острове, где живут люди-дикари. Они не знают, что такое общение, истина, добро, справедливость и красота, мудрость и толерантность. Как бы вы повели себя по отношению к ним? Что бы предприняли? Как бы стали общаться? (Ответы детей.)

 

Так вот: оказывается, что всё это сделать непросто, но необходимо, важно.

 

Сегодня мы будем говорить об этом, но уже возвратившись с необитаемого острова, от дикарей в нашу реальность, и выясним, как же мы должны вести себя в тех или иных ситуациях и как мы понимаем всё то прекрасное, что окружает нас.

 

Сообщение темы, цели, задачи классного часа

 

Словарно-лексическая работа

Учитель. Сегодня на классном часе мы встретимся и познакомимся с великими людьми, с их мыслями, высказываниями о красоте и смысле жизни.

 

Давайте назовём их:

• Фёдор Михайлович Достоевский — русский писатель;

• Иммануил Кант — немецкий философ;

• Конфуций — китайский мыслитель;

• Мигель Сервантес — испанский писатель;

• Цицерон — римский политический деятель, оратор и писатель;

• Аристотель — древнегреческий философ;

• Исаак Ильич Левитан — русский художник.

 

Ещё древние люди оставили представление о трёх составляющих культуры: Истина, Добро и Красота. Им соответствуют три сферы человеческой деятельности: Наука, Философия и Искусство. Я могу привести примеры:

• Леонардо да Винчи — известный механик и художник;

• Л. Н. Толстой — русский писатель и философ;

• А. П. Чехов — русский писатель и врач;

• Т. Г. Шевченко — украинский писатель, поэт и художник.

 

Эти люди служили человеку, а значит, служили добру и красоте.

• Что же такое добро и красота?

(Зачитать: «Прекрасное — это символ добра» (И. Кант))

• Что такое добро? Как вы это понимаете?

 

Презентация и обсуждение рисунков детей

 

Учитель. Красота… Это красивое слово… Мигель Сервантес сказал: «Красота имеет силу и дар вносить свет в сердце».

 

Вы рисовали рисунки на тему «Красота спасёт мир», и мне хочется показать лучшие из них.

 

Мы часто встречаемся со злом. Чтобы победить его, мы прибегаем к милосердию. Очень правильно об этом сказал Конфуций (читают дети): «Если стремиться к милосердию, не будет зла».

• А что такое милосердие? (Ответы учащихся.)

 

Вывод учителя. Общность людей держится на любви к другому человеку. И вы должны очень внимательно, толерантно, по-человечески относиться друг другу.

 

Слово учителя изобразительного искусства. «Красота спасёт мир» — как прекрасно об этом сказал Ф. М. Достоевский, русский писатель.

 

Сегодня мне хотелось бы более подробно поговорить о творчестве Исаака Ильича Левитана, потому что мир может спасти красота природы, в частности воспетая в пейзажах художника, всё скромное, милое, великое и простое в ней.

 

Сообщение учащихся о И. И. Левитане

 

Художественные склонности в Левитане проснулись рано. В 12 лет он был принят в Московскую школу живописи. В юном возрасте он сочувствовал голодным, измождённым детям, проявлял жалость. Несмотря на то что он сам часто голодал, он всегда помогал другим людям. Никто никогда не слышал от него жалоб.

 

Учитель изобразительного искусства. К первым работам Левитана можно отнести такие (называет и показывает).

• Какое впечатление произвели на вас картины?

• В чём вы видите красоту?

• Красота искусства спасёт мир?

• Что для этого нужно?

• Красота со злом и насилием?

 

— Жизнь становилась всё тяжелее. Полуголодный, плохо одетый, Левитан часто не знал, где будет ночевать. В поисках ночлега он переходил из дома в дом по знакомым. Эти ночёвки были горьки и мучительны.

• Вам жаль юного Левитана? Что такое жалость? (Ответы учащихся.)

• Аристотель писал: «В основе человеколюбия лежит жалость». Вы согласны с этим? (Ответы учащихся.)

• Однажды юный Левитан со своими двумя друзьями спрятались в классе, чтобы остаться после занятий и порисовать. Но сторож нашёл их и выгнал на мороз. «Нельзя в казённом помещении ночлежки устраивать. Хоть замёрзните, я тут ни при чём», — сказал он. Справедливо, по-человечески он поступил или нет? (Ответы учащихся.)

• Цицерон говорил: «Справедливость заключается в том, чтобы отдать каждому своё». Что же лежит в основе справедливости? (Ответы учащихся.)

• Что такое несправедливость? Что приводит к несправедливости? (Обман, предательство, бесчеловечное отношение)

 

Подведение итогов классного часа

 

• Ответьте, что же прекраснее всего на свете:

1) мир людей или мир вещей?

2) мир добра или зла?

3) мир природы, искусства или мир, созданный человеком?

• Можно ли научиться создавать прекрасное?

• Можно ли научиться чувствовать прекрасное?

• В чём вы видите смысл жизни?

 

Приложение

 

Высказывания великих

  • Прекрасное — это символ добра (И. Кант).
  • Если стремиться к милосердию, не будет зла (Конфуций).
  • Красота спасёт мир (Ф. М. Достоевский).
  • Справедливость заключается в том, чтобы отдать каждому своё (Цицерон).
  • В основе человеколюбия лежит жалость (Аристотель).
  • Красота имеет силу и дар вносить свет в сердце (М. Сервантес).
Dounload PDF

Відгуки читачів