История любви мастера и Маргариты. Утверждение ценности творчества и любви и их спасительной силы в судьбах героев романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». 11-й класс

И. Н. Сидоренко, учитель русского языка и литературы СОШ № 145, г. Харьков


Цели:

  • обучающая: продолжить с учащимися анализ образов героев романа М. А. Булгакова; способствовать развитию критического мышления учащихся; доказать, что любовь мастера и Маргариты — это действительно настоящее и вечное чувство, которое вступает в поединок с судьбой;
  • развивающая: совершенствовать навыки анализа образов героев, навыки развития речи;
  • воспитательная: воспитывать уважение к чужим чувствам.

 

Оборудование: портрет М. А. Булгакова, текст романа, иллюстрации к произведению.

 

Тип урока: комбинированный; урок-диспут.

 

Ход урока

 

I. Актуализация опорных знаний

 

Вступительное слово учителя

— Тема любви — известная тема. На протяжении многих столетий к ней обращались выдающиеся писатели, поэты, музыканты, композиторы.

 

  • Приведите примеры художественных произведений, в которых была поднята эта известная тема. (Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин», роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», роман Л. Н. Толстого «Анна Каренина», повесть А. И. Куприна «Олеся», рассказ «Гранатовый браслет».)

 

Не является исключением и роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». История главного героя — мастера — неразрывно связана с историей его возлюбленной. Во второй части романа автор обещает показать «настоящую, верную, вечную любовь». Любовь мастера и Маргариты была именно такой.

 

С мастером и Маргаритой мы познакомились в первой части романа.

 

  • Как и почему встретились эти два бесконечно одиноких человека? (Встреча мастера и Маргариты была случайной, но не случайным было чувство, связавшее их навеки. Не зря они узнают друг друга по «глубокому одиночеству» во взгляде. Это значит, что, не зная друг друга, они испытывают друг в друге огромную потребность. Именно поэтому и свершилось чудо — они встретились, «Любовь поразила их обоих»,— говорит Булгаков.)

 

II. Сообщение темы и цели урока

 

III. Проведение диспута

Комментарий. Учитель предлагает детям провести урок в виде диспута. На доске написаны проблемы, над которыми класс будет работать на протяжении урока, план (избранные главы романа, в которых раскрывается данная тема). Целесообразно разделить класс на две группы: оптимисты (лирики) и пессимисты (циники).

 

Запись на доске

1-я проблема. Можно ли считать настоящую любовь бескорыстным чувством? (Эпизоды: дом в арбатском переулке, сон Маргариты, подвальчик Мастера.)

2-я проблема. Проблема морального выбора. Какую ответственность несёт человек за свой моральный выбор? (Эпизоды: встреча с Азазелло, волшебный крем.)

3-я проблема. Почему героиня романа, сделав свой выбор, остаётся верной своим нравственным принципам и не хочет причинять зло близкому человеку? (Эпизоды: записка мужу, вечер накануне расставания.)

4-я проблема. Может ли человек в определённых обстоятельствах, руководствуясь своими убеждениями, эмоциями, переступить нравственную черту? (Эпизод с Николаем Ивановичем, Дом писателей, расправа над Могарычом.)

5-я проблема. На что способен человек во имя любви? (Эпизоды: бал у Воланда, финал романа.)

6-я проблема. Способен ли человек жертвовать своими интересами во имя гуманизма, милосердия и сострадания? (Эпизоды: платок Фриды, финал романа — освобождение Пилата.)

 

IV. Подведение итогов урока

 

Формулировка вывода

 

  • Что же значит, с точки зрения героев романа М. Булгакова, «настоящая любовь»?

 

Комментарий. Подводя итоги урока, обе группы — и оптимисты, и пессимисты — приходят, несмотря на разные точки зрения, к одному и тому же выводу: роман «Мастер и Маргарита» посвящён истории мастера — творческой личности, противостоящей окружающему миру. История мастера неразрывно связана с историей его возлюбленной. Во второй части романа автор обещает показать «настоящую, верную, вечную любовь». Любовь мастера и Маргариты была именно такой.

 

Что значит, по Булгакову, «настоящая любовь?» Встреча мастера и Маргариты была случайной, но не случайным было чувство, связавшее их навеки. Не зря они узнают друг друга по «глубокому одиночеству» во взгляде. Это значит, что, даже не зная друг друга, они испытывали друг в друге огромную потребность.

 

Именно поэтому и свершилось чудо — они встретились. «Любовь поразила их обоих»,— говорит автор.

 

Настоящая любовь властно вторгается в жизнь любящих и преображает её. Всё будничное, обыденное становится ярким и значительным. Когда Маргарита появилась в подвальчике мастера, все мелочи его скудного быта начинали как будто бы светиться изнутри, и всё меркло, когда она уходила.

 

Настоящая любовь — это любовь бескорыстная. До встречи с мастером у Маргариты было всё, что нужно женщине для счастья: красивый, добрый, обожающий свою жену муж, квартира в роскошном особняке, деньги. «Словом, она была счастлива? — задаётся вопросом писатель. — Ни одной минуты! Что же нужно было этой женщине? Ей нужен был он, мастер, а вовсе не готический особняк, и не отдельный сад, и не деньги». Все материальные блага оказываются ничтожными по сравнению с возможностью быть рядом с любимым. Когда у Маргариты не было любви, она готова была даже покончить с собой. Но при этом она не хочет причинить зла своему мужу и, приняв решение, оставляет ему прощальную записку, где всё объясняет.

 

Истинная любовь, следовательно, не может причинить зла никому, она не будет строить своё счастье на несчастье другого человека. Истинная любовь самоотверженна. Маргарита способна принимать интересы и устремления своего возлюбленного как свои, живёт его жизнью, помогает во всём. Мастер пишет роман — и это становится содержанием жизни Маргариты. Она переписывает набело готовые главы, старается, чтобы мастер был спокоен и счастлив, и в этом видит смысл своей жизни.

 

Что же такое «верная любовь»? Это определение раскрывается во второй части романа, когда Маргарита остаётся одна и не имеет никаких известий о мастере. Она вся погружена в ожидания, она буквально не находит себе места. При этом она не просто верна своему чувству, но и не теряет надежды на встречу. И для неё совершенно безразлично, на каком свете эта встреча произойдёт.

 

Вечной любовь становится тогда, когда Маргарита проходит испытание встречей с потусторонними силами. Маргарита борется за мастера. Посещая великий бал полнолуния, Маргарита при помощи Воланда возвращает его. Рядом с возлюбленным она не боится смерти, и за смертной чертой она остаётся с ним. «Я буду беречь твой сон»,— говорит она.

 

Но как ни переполнена Маргарита любовью и тревогой за мастера, когда настаёт время просить, она просит не за себя — за Фриду. И не только потому, что Воланд советует никогда ничего не просить. Любовь к мастеру органично соединена в ней с любовью к людям, тяжесть собственных страданий — со стремлением избавить от страданий других. Любовь связана с творчеством. Судьба любви переплетена с судьбой романа. По мере того как крепнет любовь, создаётся роман, и поэтому произведение — плод любви, и роман одинаково дорог и мастеру, и Маргарите. И если мастер отказывается от борьбы, то Маргарита устраивает разгром в квартире критика Латунского. Но любовь и творчество существуют среди людей, которые не знают ни того, ни другого. Поэтому они обречены на трагедию. В конце романа мастер и Маргарита бегут из общества, где нет места высоким духовным побуждениям. Мастеру и Маргарите смерть даётся как покой и отдых, как свобода от земных мытарств, горя и мучений. Можно воспринимать её и как награду. Здесь боль самого писателя, боль времени, боль жизни.

 

«Настоящая, верная и вечная любовь» — вот главная сущность, отстаиваемая романом.

 

V. Домашнее задание

Подготовить материал для написания сочинения по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», подобрать цитаты, составить план.

Dounload PDF

Відгуки читачів