Сказка о родном крае. Уроки литературного чтения во 2-м классе

Е. В. Емельяненко, специалист высшей категории, старший учитель, ССОШ № 45 с углубленным изучением английского языка, г. Львов


Цель: ознакомить учащихся с калмыкской народной сказкой «Сказка о родном крае»; совершенствовать навыки деления текста на смысловые части; учить выделять главное, обобщать; учить понимать чужую боль; воспитывать любовь к Родине, милосердие, сочувствие, доброе отношение к животным.
 
Ход урока
 
I. Организационный момент
 
II. Проверка домашнего задания
 
III. Речевая разминка
1. Упражнения на выработку внимания к слову и его частям
 
Сто лет — столетний
высоко ученый — высокоученые
наслаждение — услаждает
жажда — жаждущий
плен — пленный
болото — болотце
 
2. Упражнения в орфоэпически правильном чтении слов
высшая чувствует грустно
грозного восходящего караульного
вокруг него сделать солнце
  
3. Упражнения на расширение оперативного поля чтения детей (учебник2, с. 115)
 
4. Работа над загадками (учебник, стр. 115)
 
5. Упражнения на развитие навыка смысловой догадки
 
— К китайским пословицам из левого столбика подберите близкие им по смыслу русские соответствия.
Китайские Русские
Смотреть на огонь
с противоположного
берега.
У каждого есть
свое хорошее.
Кости и мясо;
как хворостинка.
Беда выходит изо рта.
На устах мед,
а за пазухой меч.
Бросать камни
на упавшего в колодец.
На вкус и цвет
товарища нет.
Худой, как спичка;
кожа да кости.
Быть безразличным
к чужому горю.
Мягко стелет,
да жестко спать.
Язык мой —
враг мой.
Бить лежачего.
 
 
(Смотреть на огонь с противоположного берега — быть безразличным к чужому горю; у каждого есть свое хорошее — на вкус и цвет товарища нет; кости и мясо; как хворостинка — худой, как спичка; кожа да кости; беда выходит изо рта — язык мой — враг мой; на устах мед, а за пазухой меч — мягко стелет, да жестко спать; бросать камни на упавшее в колодец — бить лежачего.)
 
IV. Введение в тему, подготовка учащихся к восприятию произведения
 
1. Сообщение темы урока
— Что такое Родина?
 
2. Предварительная словарная работа
 
Калмыкия — республика, входящая в состав России. На территории республики часты засухи и суховеи, летом бывают до 120 суховейных дней.
 
Китай — крупнейшее по численности населения государство мира (свыше 1,3 млрд), занимает третье место в мире по территории, уступая России и Канаде.
 
Пекин — столица Китая.
 
Девственный лес — лес, не затронутый деятельностью человека.
 
Император — глава империи, властитель.
 
Министр — член правительства.
 
Кочевать — вести со всем своим семейством и хозяйством бродячую жизнь, переходить со стадами с места на место.
 
Саксаул — одно из самых замечательных растений пустыни. Про его заросли часто говорят, что это «лес без стволов, без листьев, без тени». Обычно от самой земли начинает ветвиться как кустарник. Остатки листьев есть в виде чешуек величиной в миллиметр.
 
3. Заочная экскурсия в Пекин
 
В центре современного Пекина — самая большая в мире площадь, упирающаяся в одноименные ворота (Врата Небесного Спокойствия), служащие входом в Запретный город. А Запретный город — самый крупный дворцовый комплекс на планете, служивший императорским дворцом в течение 500 лет. На окраине Пекина возвышается Летний дворец — архитектурный ансамбль с парком, один из коридоров которого внесен в книгу рекордов Гиннеса как «самый длинный в мире расписной коридор ». Возможно, в одном из этих дворцов и происходили события, о которых вы будете сегодня читать.
 
4. Прием предугадывания
 
— Прочитайте заглавие. О чем будете читать?
— Кто автор?
 
V. Первичное чтение текста
 
В первый раз текст целиком читает учитель, дети следят.
 
— Понравилась ли вам сказка?
— Когда вам было жалко птицу?
— А когда вы за нее порадовались?
— Можно ли сказать, что китайский император был не только грозным, но и мудрым правителем?
 
Проверка восприятия. Тестирование
 
1) Калмыки подарили китайскому императору:
а) павлина;
б) жар-птицу;
в) необыкновенную птицу.
 
2) Главным по уходу за птицей император назначил:
а) своего сына;
б) своего министра;
в) сам ухаживал за птицей.
 
3) Птица запела, когда:
а) ее вынесли в сад императора;
б) клетку повесили на сухую ветвь саксаула у болота;
в) ее вывезли в девственный лес.
 
4) Китайский император решил выпустить птицу, потому что:
а) она ему надоела;
б) ему не понравилось ее пение;
в) понял, что ей хорошо только в родном краю.
 
5) Родной город китайского императора называется:
а) Пекин;
б) Токио;
в) Берлин.
 
  • Гимнастика для глаз
 
VI. Повторное чтение и анализ текста
 
1. Разминка перед чтением
НЕ-О-БЫК-НО-ВЕН-НА-Я
ПО-ВЕ-ЛИ-ТЕЛЬ
ВЫ-ДЫ-ХА-Е-МЫЙ
ПРО-СТИ-РА-ЛИСЬ
ВСТРЕ-ПЕ-НУ-ЛИСЬ
НЕ-СРАВ-НЕН-НЫЙ
 
2. Чтение по логически законченным частям.
Определение границ каждой части текста соответственно готовому плану
 
План
1) Птица в подарок.
2) Золотая клетка.
3) В ожидании прекрасной песни.
4) Сад.
5) Советы мудрецов.
6) Путешествия.
7) 108 песен печали.
8) Песня радости и тысячи птиц.
9) Родной край.
 
Чтение 1-й части
— Какое место на земле самое дорогое для каждого человека?
— О чем тоскует все живое под солнцем?
— Кто подарил императору необыкновенную птицу?
— Что такого необычного было в этой птице?
 
Чтение 2-й части
— Прочитайте, что приказал император первому министру.
— Имеет ли значение для птицы, в какой клетке жить — в золотой или в железной?
— Что для птицы самое главное?
 
 
Чтение 3-й части
— Позаботились ли во дворце о том, чтобы у птицы было все самое лучшее?
— Чего ждал император в ответ на прекрасные условия жизни, которые он обеспечил своей пленнице?
— Спела ли птица для своего хозяина?
— Грозный повелитель рассердился или задумался о причине молчания птицы?
 
Чтение 4-й части
— Прочитайте описание императорского сада.
— Подберите синоним к слову «благоухали». (Издавали приятный запах.)
— Как можно сказать иначе «земля играла всеми своими красками»?
— Почему птица не стала петь в саду?
— Найдите в тексте и прочитайте, над какими вопросами задумался император.
 
Чтение 5-й части
— Что предположил самый почтенный столетний мудрец?
— Принес ли пользу его совет?
— Прочитайте описание несчастной пленницы в девственном лесу.
— Почему пленный мудрец лучше понимал состояние птицы, чем свободный? (Он сам тосковал по Родине.)
— Почему он сразу не сказал императору, что птицу нужно отвезти на Родину? (Он не знал, откуда птица и боялся гнева императора. Лучше, если император сам поймет, в чем дело. Тогда его гнев не падет на голову пленника.)
 
Чтение 6-й части
— Подберите синоним к слову «кочевал». (Путешествовал)
— Как долго пришлось путешествовать императору с птицей?
— По какой стране они путешествовали?
— Прочитайте в тексте описание той неприглядной местности, в которую они забрели.
— Куда повесили клетку с птицей?
— Что увидел караульный на заре?
— Прочитайте, как описано необычное поведение птицы с восходом солнца.
 
Чтение 7-й части
— Почему птица не пыталась взлететь раньше?
— Понимала ли она, что находится в плену, до
того как попала в родные края?
— Почему она раньше не пела печальных
песен?
— Сколько нужно времени, чтобы спеть
108 песен?
 
Чтение 8-й части
— Что услышали тысячи прекрасных птиц? Почему они все слетелись в одно место?
— Прочитайте, как описаны в тексте впечатления людей от услышанного.
— Внимательно рассмотрите иллюстрацию.
— Какой отрывок сказки проиллюстрирован?
— Как вы определили, что птица запела?
— Можно ли по иллюстрации определить чувства, испытанные людьми в этот момент?
— Как вы думаете, кто из изображенных на рисунке людей— император? Почему?
 
Чтение 9-й части
— Прочитайте слова императора.
— Какое чувство овладело им, когда он вспомнил свой родной город?
— Как вы думаете, Пекин — самый красивый город в мире?
— Почему Пекин назван несравненным?
— Понравилось ли птице в Пекине? А пленному мудрецу?
— Почему император принял решение выпустить птицу?
 
3. Выборочное чтение
— Дополните предложения.
 
Птица запела, как... душа, тоскующая по прекрасному.
Птица запела, потому что...
оказалась в родном краю.
Птица запела, когда... рассвело.
Птица запела, и...
со всех сторон слетелись тысячи таких же птиц.
 
— Прочитайте описание сада императора, в котором птица не хотела петь.
— Прочитайте описание того места, где птица запела.
— Сравните. Сделайте вывод.
 
4. А нализ образных слов и выражений
 
Синонимы
1) Необыкновенная, необычайная, невиданная, неслыханная, особенная, редкая, причудливая, оригинальная, феноменальная.
— Подставьте их по очереди в предложение.
Давным-давно калмыки привезли в подарок китайскому императору необыкновенную птицу.
 
2) Прекрасное — хорошее, прелестное, очаровательное, удивительное, великолепное, блестящее, замечательное, роскошное, обворожительное, бесподобное.
— Подставьте их по очереди в предложения.
И пусть она услаждает наш слух, жаждущий прекрасного.
Поют души, тоскующие по прекрасному.
 
3) Печаль, горе, грусть, отчаяние, скука, томление, тоска, уныние.
— Подставьте их по очереди в предложение. Птица попела сто восемь песен печали.
 
4) Радость, удовольствие, восторг, торжество, веселье, ликование, упоение, отрада, услада, утеха.
— Подставьте их по очереди в предложение.
Птица начала песню радости.
 
Эпитеты
— Какие слова можно поставить рядом с данными эпитетами? Выпишите их из текста.
 
Грозный
вольный
могучие
редчайшие
девственный
несравненный
повелитель
воздух
деревья
цветы
лес
Пекин
 
5. Составление характеристики птицы
 
  • «Мозговой штурм»
Певчая
Талантливая
Искренняя
Целеустремленная
Артистичная
 
Отрывки, выбранные из текста сказки
 
Необыкновенная птица пела так, что солнце в высшей точке неба замедляло свой ход, заслушиваясь ее песней. Поселили птицу в золотую клетку, устланную лебяжьим пухом; кормили из императорской кухни. Все ждали, когда она станет услаждать слух, а она молчала. Вывезли клетку в девственный лес, три года возили по стране, чтобы развеселить, а она молчала. Ничего не помогало. Птица сидела в клетке, опустив крылья до самого пола. Из глаз ее катились жемчужинки слез. На родном болоте, при свете утренней зари, стремительно взлетела, поняла, что не может вырваться и запела 108 песен печали. Затем запела песню радости, которую тут же подхватили тысячи таких же птиц. Император догадался о причине долгого молчания птицы и отпустил ее. Вместе с подругами спела она тысячу песен хвалы родному краю и тысячу одну песню хвалы свободе.
 
6. Определение основной мысли произведения
— Знаете ли вы, что климат в Китае гораздо благоприятнее, а растительный и животный мир богаче, чем в Калмыкии? Почему же птица встрепенулась и запела лишь на ветке саксаула при виде песчаной пустыни?
 
Птица в клетке не поет
И, конечно, не летает.
Птица в клетке не поет,
Хоть клетка золотая.
Птице клетку отворив,
Выпущу на волю.
Не слагается мотив
В золотой неволе.
Надежда Савиных
 
— Что общего у птицы из этого стихотворения с птицей из калмыкской сказки? (Золотая клетка, неволя. Не поет и не летает. Выпустили на волю.)
 
Вывод. Родная земля — это тот край, где мы родились и выросли. Если даже он покрыт болотами и песками,— это все равно самая лучшая страна на всем белом свете.
 
— В каком предложении содержится основная мысль текста? (Нет человеку ничего дороже места, где он родился, края, где он вырос, неба, под которым он жил. Да и не только человек — звери и птицы, все живое под солнцем тоскует по родной земле.)
 
— С основной мыслью какого произведения она перекликается? («Мне захотелось домой» Василия Сухомлинского)
 
— Прочитайте последнее предложение этого рассказа на с. 103. (Самое дорогое для человека то, что родное.)
 
VIII. Выразительное чтение произведения
 
1. Постановка логических ударений
— Пусть птица здесь чувствует себя так хорошо, как нигде и никогда не чувствовала.
— И пусть она услаждает наш слух, жаждущий прекрасного.
— Что же ей теперь недостает?
— Разве ей плохо у меня?
— Отчего же она не поет?
 
2. О бсуждение темпа, громкости, интонации и чувств, с которыми нужно читать 1) Пусть птица здесь чувствует себя так хорошо, как нигде и никогда не чувствовала. (Самоуверенно)
 
И пусть она услаждает наш слух, жаждущий прекрасного. (Повелительным тоном)
 
Темп медленный. (Повелитель)
 
Громко. (Приказ)
 
Тип предложений: побудительные.
 
Содержат приказы:
— Пусть чувствует!
— Пусть услаждает!
— Можно ли чувствовать себя хорошо по приказу, по принуждению?
— Перестройте побудительные предложения в вопросительные.
— С какой интонацией эти предложения нужно будет читать?
 
2) Сможет ли птица здесь чувствовать себя так хорошо, как нигде и никогда не чувствовала? (С сомнением)
 
Будет ли она услаждать наш слух, жаждущий прекрасного? (Неуверенно)
 
3) Что же ей теперь недостает? Разве ей плохо у меня? Отчего же она не поет?
 
Темп медленный. (Повелитель)
 
Тихо. (Размышление)
 
Тип предложений: вопросительные.
 
— Передайте голосом вопросительную интонацию.
— Перестройте вопросительные предложения в побудительные.
— Как тогда их нужно будет читать?
 
  • Ей снова чего-то недостает. (Задумчиво)
  • Ей плохо у меня. (С тревогой)
  • Она не поет. (Огорченно)
 
IX. Творческая работа
 
1. Дополнение предложений
— Продолжите предложение, дополняя его каждый раз одним новым словом.
 
1) Все тоскует.
Все живое тоскует.
Все живое тоскует по земле.
Все живое тоскует по родной земле.
Все живое под солнцем тоскует по родной
земле.
 
2) Калмыки привезли птицу.
Калмыки привезли необыкновенную птицу.
Калмыки привезли в подарок необыкновенную птицу.
 
Давным-давно калмыки привезли в подарок необыкновенную птицу.
Давным-давно калмыки привезли в подарок императору необыкновенную птицу.
Давным-давно калмыки привезли в подарок китайскому императору необыкновенную птицу.
 
2. Творческий пересказ
— Найдите в тексте и прочитайте только слова, начинающиеся на букву «п».
— Попробуйте составить краткий пересказ сказки так, чтобы все слова начинались с буквы «п».
 
Если затрудняетесь, обратитесь к орфографическому словарю.
 
Повелителю привезли, подарили прекрасную певчую птицу, попросили постелить пол пухом, пожелали: «Пусть поет!». Птица поникла, протестуя против плена. «Птицу прельстит перспектива прогуляться по парку»,— подумал повелитель. Позже позвали пленника. Пленный пророк предположил: «Попутешествует — полегчает». Предложение понравилось. Попробовали повозить птицу по песчаным пустыням. Поутру пораньше прелестная птица приободрилась, почистила перья, пропела прекрасные песни печали. Почтеннейший повелитель признал: «Поведение павы пессимистично. Препятствовать птице — преступление. Пожалуйста, пустите певчую погулять, полетать». Предвкушая прекрасное пение, подумал: «Понятно, прекрасен процветающий Пекин». Притомился, присел послушать превосходные песни похвалы, пропетые птицами.
 
IX. Домашнее задание
  • Выразительно читать сказку;
  • подготовить ее подробный пересказ.
   
Dounload PDF

Відгуки читачів

Залиште перший відгук.

Залишити відгук

Ваше ім'я
E-mail (не публікується)
Відгук
Введіть 4924
 
Догори