Литературный ринг. Конкурсная программа для 2–3-х классов с использованием мультимедийных технологий

Д. В. Ремез, педагог-организатор, ООШ I—III ст. № 7, г. Донецк


Цель: активизировать интерес детей к чтению путем включения их в коллективную творческую деятельность; расширять кругозор; развивать внимание, фантазию, смекалку, творческие способности, речь; воспитывать культуру поведения и общения при работе в группе.

 

Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная доска, электронная презентация.

 

Ход занятия

 

I. Организационный момент

 

II. Мотивация деятельности

1. Сообщение темы занятия

Учитель. Наше сегодняшнее соревнование называется «Литературным рингом» потому, что оно состоит из трех раундов — как в настоящем соревновании на боксерском ринге. Только соревноваться вам необходимо не в кулачной силе, а в литературных знаниях и начитанности.

 

Слайд 1

— Мы побываем в тех местах, где живут добрые и забавные герои и их враги — злые и коварные. Мы побываем в удивительной стране литературных героев, в разных ее областях.

 

2. Сообщение правил игры

— В нашей игре примут участие две команды:

  • команда 2 «А» класса. Капитан...
  • команда 3 «А» класса. Капитан...

— Пусть капитаны подойдут ко мне, пожмут друг другу руки и дадут обещание изо всех сил бороться за победу своей команды.

 

Для того чтобы судить, кто в нашей встрече будет лучшим, необходимы строгие судьи — жюри. Сегодня членами жюри согласились быть... (представление членов жюри).

 

Вопросы командам задаются в порядке очередности, если команда отвечает верно, получает жетон — очко. Если команда не знает ответа, может ответить участник другой команды, принеся своей команде очко. Для обдумывания ответа на каждый вопрос командам будет предоставляться по 30 секунд.

— Итак, команды готовы? Жюри готово.

 

III. Проведение игры

— Наша встреча начинается. Я объявляю первый раунд — разминка. В нем — три задания.

Слайд 2

1-е задание. Вспомнить, кто и в какой сказке говорил следующие слова.

  • «Сивка-бурка, вещая каурка!» (Иванушка-Дурачок, «Сивка-бурка»)
  • «Сим-сим, открой дверь!» («Али-баба и 40 разбойников»)
  • «Раз, два, три, горшочек, вари!» (Девочка, братья Гримм «Горшок каши»)
  • «По щучьему веленью...» (Иван, русская народная сказка «По щучьему веленью»)

 

Слайд 3

  • «Лети-лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг!» (Женя, В. Катаев «Цветик-семицветик»)
  • «И вскричал — Кара-барас!» (Мойдодыр, К. Чуковский «Мойдодыр»)
  • «Мутабор!» (Калиф, В. Гауф «Калиф-аист»)
  • «Бамбара! Чифара, лорики, ерики, пикапу, трикапу, скорики, морики!» (Бастинда, Волков «Волшебник изумрудного города»)

 

Слайд 4

2-е задание. Удивительные превращения.

— В кого превращались или были заколдованы сказочные герои?

  • Князь Гвидон. (В комара, в муху, в шмеля)
  • Красивый мальчик Якоб, герой сказки В. Гауфа. (В карлика)
  • Чудище из сказки Аксаков «Аленький цветочек». (В принца)

 

Слайд 5

  • Нильс. (В крошечного человечка)
  • Братец Иванушка. (В козленка)
  • Василиса Прекрасная. (В лягушку)

 

Слайд 6

3-е задание. Какие волшебные средства были у данных сказочных героев?

  • Солдат из сказки Андерсена. (Огниво)
  • Буратино. (Золотой ключик)
  • Незнайка. (Волшебная палочка)
  • Маленький Мук. (Туфли и тросточка)

 

Слайд 7

  • Золушка. (Хрустальные туфельки)
  • Снежная королева. (Волшебное зеркало)
  • Баба-Яга. (Метла)
  • Кащей Бессмертний. (Яйцо с иглой)

 

Слайд 8

— Первый раунд завершен. Я убедилась, что вы показали себя настоящими знатоками.

— Можно ли попросить жюри объявить нам результаты первого раунда?

Жюри сообщает итоги соревнований.

— Я объявляю второй раунд — детективный.

 

Слайд 9

Вам предстоит определить, о каком из героев идет речь. По моему описанию, если вы называете автора, то получаете дополнительный балл. У каждого уважающего себя детектива была специальная картотека, куда он заносил приметы интересующего его гражданина. Посмотрим, какие литературные персонажи попали в картотеку.

 

1-е задание

  • Вот дева юная, в объятиях сна

Лежит она уж сотню лет

И ждет — а принца нет, и нет. (Спящая Красавица)

 

Слайд 10

  • Жил на свете мальчик странный,

Необычный, деревянный. (Буратино)

 

Слайд 11

  • И на мачеху стирала, и горох перебирала

По ночам при свечке,

А спала у печки. (Золушка)

 

Слайд 12

  • Для него прогулка — праздник

И на мед особый нюх.

Что же это за проказник? (Винни-Пух)

 

Слайд 13

  • Появилась девочка в чашечке цветка,

И была та девочка чуть больше ноготка. (Дюймовочка)

 

Слайд 14

  • Маленькая девочка весело бежит

По тропинке к домику,

Что в лесу стоит.

Нужно этой девочке к бабушке скорей

Отнеси корзиночку, посланную с ней. (Красная Шапочка)

 

Слайд 15

2-е задание. Назовите друзей литературных персонажей.

  • Маугли (Багира, Балу, Каа);
  • Чипполино (Вишенка и Редиска);
  • Малыша (Карлсон);
  • Винни-Пуха (Пятачок, Кролик, Иа-Иа);
  • Нильса (Мартин);
  • Герды (Кай).

 

Слайд 16

3-е задание. «Фоторобот». По некоторым деталям внешности героя назовите его имя.

1) Голова его набита опилками. (Вини-Пух)

2) У него на голове зеленый хохолок, подергав за который, вдоволь наплачешься. (Чиполлино)

3) Полосатый свирепый хищник, ненавидевший Маугли. (Тигр Шерхан)

4) Девочка-кукла, волосы которой были необычного голубого цвета. (Мальвина)

5) Этот сказочный персонаж всегда носил с собой масленку, чтобы не заржаветь во время дождя. (Железный Дровосек)

6) Этот персонаж скромно заявил о себе, что он из простых собак, не из породистых. (Пес Шарик из книги Э. Успенского «Дядя Федор, пес и кот»)

 

Жюри подводит итоги детективного раунда и сообщает общий счет соревнований.

— Последняя, заключительная, встреча предстоит вашим капитанам. Я объявляю 3-й раунд!

 

1-е задание. Капитаны должны отгадать, чей это портрет.

  • Одна из них, побольше, упала на край цветочного ящика и начала расти, расти, пока не превратилась в женщину, закутанную в белый тюль, сотканный, казалось, из ослепительного, сверкающего льда, и все же живая. (Снежная королева)

 

Слайд 17

  • Неужели это он! Глаза у него стали, как у свиньи, огромный нос свешивался ниже подбородка, а шеи как будто и совсем не было. Голова ушла глубоко в плечи, и он почти совсем не мог ее повернуть, а ростом он был такой же, как и семь лет назад — совсем маленький. (В. Гауф. «Карлик Нос»)

 

Слайд 18

2-е задание А теперь наши капитаны перенесутся вместе с мальчиком Маугли в джунгли, они должны вспомнить имена тех, кто жил рядом с ним. Я называю зверя, который жил в джунглях, а они его имя — постаравшись определить соперника.

Медведь (Балу)

Пантера (Багира)

Шакал (Табаки)

Питон (Каа)

Вожак волчьей стаи (Акела)

 

Слайд 19

3-е задание. Необходимо вспомнить сказку или стихотворение по определенным словам. Вот, например, я называю рифмы: ко мне, на ремне, бляшке, фуражке.

Ответ. С. Маршак

Кто стучится в дверь ко мне,

С толстой сумкой на ремне?

1) Простился, снарядился, у окна, одна. (А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне)

 

Слайд 20

2) Гуляет, подгоняет, в волках, парусах. (А. Пушкин «Сказка о царе Салтане)

 

Слайд 21

 

IV. Подведение итогов

Учитель. Я благодарю вас за честную и интересную игру Нам осталось только предоставить последнее слово жюри.

Жюри объявляет итоги. Идет награждение команд победителей и болельщиков.

Компьютерную презентацию см. на нашем сайте...

Dounload PDF

Відгуки читачів

  • Елена

    13 квітня 2014

    сценарій сподобався!