Учимся справляться с агрессией

Ведущая рубрики Мария Ерёмина


Маленькие драчуны и забияки представляют для взрослых настоящую проблему. Что с ними делать? Бить? Но где же логика? Агрессией наказывать за агрессию, показывая пример такого же агрессивного поведения, которое выражено даже в большей степени, совершенно неправильно. Читать нотации? Кто хотя бы раз это пробовал, знает, что результат практически равен нулю. Не обращать внимания на агрессивные выходки наследника? Но ведь ему и самому непросто переживать собственное поведение. Агрессия —только верхушка айсберга, то есть процессов, которые происходят в душе малыша. Что-то заставляет ребёнка говорить злые слова, драться или кусаться.

 

Чтобы помочь малышу справиться с агрессией, нужно научить его выражать свой гнев в другой, более приемлемой форме. Кроме того, неправильно заставлять ребёнка скрывать свою агрессию, лишь предлагая «не драться», «не кричать», «не ломать». Ведь иногда агрессия является результатом слишком большого количества запретов и чрезмерно требовательного воспитания со стороны взрослых.

 

Упражнение 1. Приключения весёлых привидений

Это упражнение поможет агрессивному ребёнку открыто проявить свою агрессию, но сделать это в регламентированном виде. Образы привидений использованы для того, чтобы у малыша была возможность побыть в роли шаловливого привидения, которое ради шутки дразнит и задирает окружающих.

 

Дорисуй лица этим забавным маленьким привидениям. Они совсем расшалились и разыгрались. Какое из привидений нравится тебе больше всех? Почему? Сейчас я засеку время и целых пять минут ты тоже можешь шуметь и шалить, так же, как эти маленькие привидения.

 

Упражнение 2. Зубастое-рогатое-колючее…

Упражнение поможет снять напряжение, выплеснуть накопившуюся агрессию, даст возможность ребёнку открыто выражать свои чувства. Для полноты эффекта можно рисовать на большом листе бумаги. Не забудьте дать малышу набор цветных карандашей и выбрать удобное место для рисования. Нельзя критиковать рисунок, а также советовать ребёнку, как рисовать лучше или правильнее.

Предложите малышу нарисовать животное, страшное-престрашное, злое-презлое, зубастое-презубастое. Чтобы оно могло драться, кусаться, лягаться, щипаться. Пусть ребёнок рисует так, как хочет, и столько, сколько хочет.

Когда малыш закончит работу, попросите его рассказать вам, кого он нарисовал, какой у животного характер, оно нападает или защищается.

 

Упражнение 3. Посмотри со стороны

Это упражнение требует совместного со взрослым обсуждения. Малышу предлагается рассмотреть несколько ситуаций, в которых есть проявление агрессии. Не нужно проводить никакие параллели с детскими поступками. Задача взрослого состоит лишь в том, чтобы убедиться, что ребёнок правильно понимает значение того или иного поведения. Цель этой игры —дать малышу возможность увидеть агрессивное поведение со стороны и дать его оценку. Если вы понимаете, что ребёнок относится к таким эпизодам некритично, считает, что агрессивное поведение правильно, вы можете высказать свою точку зрения, при этом не навязывая её ребёнку.

Предложите малышу рассмотреть рисунки и рассказать, что он на них видит. Задайте вопросы.

—Что делает мальчик?

—Как ты думаешь, зачем он ломает дерево?

—Он поступает хорошо или плохо?

—Что бы ты ему посоветовал?

—Как бы ты изменил этот рисунок?

Подобные вопросы вы можете задать к каждому рисунку.

 

Упражнение 4. Кошка добрая, кошка злая

Эта игра направлена на осознание своих чувств, умение контролировать эмоции и управлять своей агрессией.

Предложите малышу рассмотреть нарисованных кошек. Обратите внимание, что одна из них очень добрая и ласковая, а другая —злая, царапучая. Скажите ребёнку: «Сейчас я буду говорить слова «добрая кошка» и «злая кошка», а ты будешь по очереди изображать то одну, то другую». После нескольких перевоплощений спросите: «Сложно ли тебе превращаться из доброй кошки в злую? А наоборот? Какой кошкой тебе больше нравится быть?»

 

Упражнение 5. Весёлый клоун

Это упражнение поможет закончить данную серию упражнений позитивным моментом, который запомнится малышу.

Предложите ребёнку раскрасить весёлого клоуна и его собаку, придумать клоуну имя, а собачке — кличку. Спросите, что может находиться в волшебном чемоданчике клоуна. Пусть малыш нарисует содержимое чемодана.

 

                                

   
Dounload PDF

Відгуки читачів

Залиште перший відгук.

Залишити відгук

Ваше ім'я
E-mail (не публікується)
Відгук
Введіть 2453
 
Догори