Давайте решать самостоятельно. Час психолога. 7 класс

А. Н. Ветошкина, практический психолог ОШ № 7, г. Донецк


Цели:
- формирование навыков ответственного поведения за последствия своих решений;
- формирование негативного отношения к психотропным веществам.
 
Предполагаемый результат:
- повышение осознанности суждений;
- развитие способности самостоятельно принимать решения.
 
ХОД ЗАНЯТИЯ
 
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
 
1 Обсуждение правил занятия
  • Правила занятия
  • Правило «Пунктуальность»
 
Все участники урока должны приходить к началу занятий. И по звонку находиться в классе.
  • Правило «Активность»
Только участник, активно работающий в группе, может почерпнуть из работы что-то для себя и научиться чему то новому.
  • Правило «Я-высказывания»
Каждый высказывает свою точку зрения от первого лица
Я думаю...
Я считаю...
Я чувствую...
Смысл в том, что каждый участник не может с точностью знать о том, что думают остальные члены группы. Поэтому высказывания «МЫ...» не допустимы.
 
  • Правило «Тактичное и доброжелательное отношения ко всем участникам группы»
У всех есть достоинства и недостатки. Во время занятий необходимо терпимо относиться к особенностям другого человека. Если участника что-то не устраивает, нужно сообщить об этом в корректной форме психологу, чтобы не задеть и не обидеть других участников.
 
Недопустимо называть друг друга прозвищами или по фамилии. Исключение — если кто-то сам пожелает, чтоб его так называли.
 
  • Правило «Здесь и сейчас»
Все происходящие на уроке рассматривается в рамках урока, не перенося на прошлое и будущее. Это правило дает возможность переживать именно этот момент в отрыве от прошлого опыта.
 
  • Правило «Конфиденциальность»
Все происходящее на уроке с людьми, не участвующими в занятии, не обсуждать, все остается здесь, в этом кабинете. Это позволит чувствовать себя безопасно и быть открытыми.
  • Правило «Предложения в участники только себя»
Часто кто-то, боясь сам участвовать в упражнении, начинает усиленно предлагать кого-либо другого. Это недопустимо.
 
II. МОТИВАЦИЯ И СОЗДАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАСТРОЯ
 
III. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
 
1 Упражнение «Его сильная сторона»
Психолог предлагает поиграть. Бросая по очереди друг другу мяч, дети должны говорить о безусловных достоинствах, сильных сторонах того, кому бросают мяч. Следует проследить, чтобы мяч побывал у каждого.
 
2 Проблемная ситуация «Как достичь успеха в жизни?»
 
Ученикам необходимо ответить на вопрос «Как достичь успеха в жизни?», используя такой список:
1) Я могу настойчиво работать.
2) Я могу научиться анализировать свои действия.
3) Я могу быть хитрым и «вытянуть» деньги у богача.
4) Я могу тщательно выбирать себе друзей.
5) Я могу ничего не делать и ждать удачи.
6) Я могу ходить на уроки и выполнять домашние задания вдумчиво и тщательно.
7) Я могу однажды рискнуть и «обойти закон», чтобы добиться своего.
8) Я могу остановиться и хорошо подумать, прежде чем действовать.
9) Я могу спокойно принять свои неудачи и критику от других людей и научиться исправлять ошибки.
10) Я могу обвинять других людей, если мне не везет.
11) Я могу научиться сам преодолевать свои тревоги или гнев.
12) Я могу улучшить свое плохое настроение с помощью курения, лекарств или алкоголя.
 
Обсуждение
  • Какие решения тебе кажутся наиболее эфективными?
  • Какие из выбранных однокласниками пункты ты считаешь неэфективными?
  • Что ты можешь посоветовать?
 
3 Упражнение «Линия жизни»
 
Психолог предлагает участникам нарисовать свой жизненный путь от рождения до смерти в виде линии.
 
Затем подростки раскладывают карточки, на которых кратко обозначены события их прошлого, настоящего и будущего. После этого психолог предлагает представить, как изменится сценарий их линии жизни, если на определенном этапе они попадут в алкогольную или наркотическую зависимость.
 
Обсуждение
  • Насколько сильно изменились события в жизни после появления в ней вредной зависи мости?
  • В хорошую или плохую сторону произошли изменения?
  • Насколько реалистичным кажется такое влияние алкоголя и наркотиков на жизнь чело века?
 
Во время обсуждения делается акцент на негативном отношении к злоупотреблению психотропными веществами.
 
IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
 
  • Что нового для себя вы узнали на сегодняшнем занятии?
  • Что вызвало затруднения?
  • Что понравилось?
 
Упражнение «Скажем спасибо»
 
Психолог предлагает ученикам поблагодарить друг друга за продуктивную работу. Для этого нужно пожать однокласснику руку и поблагодарить за что-либо, что он сделал на уроке. Каждый ученик должен обменяться рукопожатием со всем классом.
 
Dounload PDF

Відгуки читачів