Размышление о чтении

Е. Н. Коваленко, заведующая библиотекой ОШ, с. Янтарное, Красногвардейский р-н, АР Крым


Электронные информационные ресурсы никогда не заменят, а лишь будут дополнять накопленные за столетия знания в традиционной форме. К. Боргман, профессор Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе

 

Литература — одна из основ человеческой цивилизации. Разве не удивительно, что смесь из тридцати различных знаков может заставить нас смеяться или плакать, дрожать от восторга или трепетать от страха.

 

Вот уже несколько последних десятилетий книга не является единственным источником знаний для учащихся. Если вначале конкурентами были телевидение, затем кино и видео, то в современное время это DVD-проигрыватели и компьютеры. Во время работы на компьютере и при просмотре DVD-дисков дети получают массу разнообразных сведений. Никакая книга не сравнится с ними в легкости и доступности информации. Однако, в то же время постоянно приходится убеждаться в том, насколько бывают поверхностны и непрочны знания, почерпнутые таким способом. Так что книге по-прежнему должна принадлежать ведущая роль в учебном процессе, в расширении кругозора ребенка.

 

Особенность чтения, в отличие от восприятия таких видов культуры, как телевидение, видео и дp., в том, что это всегда труд: интересный, доставляющий удовольствие, радость, но труд. Надо потрудиться, чтобы научиться читать, и надо потрудиться, чтобы стать читателем. Именно труд, вложенный человеком в самого себя, и формирует в нем эти новые качества. С. Н. Плотников, доктор философских наук, президент Фонда чтения им. Н. А. Рубакина

 

Просматривая старые журналы, вновь перечитала небольшую заметку «Верните детям книги и игры». Вот ее содержание: «Ученые бьют тревогу: дети от 5 до 11 лет около двух часов в день сидят перед телевизором. Из-за длительного просмотра телевизора дети теряют способность к концентрации внимания. Если малыш просиживает перед голубым экраном два часа в день, риск нарушения внимания повышается на 40 %. И даже если он перестает смотреть телевизор в подростковом возрасте, его здоровье уже не спасешь — неблагоприятный эффект от просмотра телевизора сохраняется длительное время. Ученые предупреждают: чрезмерное увлечение передачами неблагоприятно влияет на общее психическое состояние ребенка. Просмотр телевизора вытесняет из жизни такие важные в детском возрасте занятия, как чтение, спорт, игры. К тому же программы с частой сменой сюжетов раздражают мозг ребенка, и после этого школьные занятия и реальная жизнь кажутся скучными. Отрицательно сказывается на развитии ребенка и полная пассивность при просмотре телевизора» (журнал «Лиза»,2008, № 15).

 

В Украине заметна тенденция к росту детской преступности. Это явление характерно не только для Украины, но и для других стран. Американская медицинская ассоциация однозначно связывает такое положение с влиянием сцен насилия, которые можно наблюдать с экранов телевизоров и компьютерных мониторов.

 

При интенсивной вовлеченности ребенка в игру зашкаливают электрические процессы в мозге и, даже закончив играть и выключив компьютер, ребенок остается в перевозбужденном состоянии. Известно, что развлекательные компьютерные игры допускают жестокость со стороны игрока. Агрессивность, жестокость, убийство для ребенка, который играет в жестокие компьютерные игры, становятся если не нормой, то достаточно приемлемыми. Моделируя поведение, при котором победа достигается лишь уничтожением противника, силой кулаков и оружия, мастерством нанесения ударов и военных действий, подобные игры формируют «милитаристское» мышление, враждебность и безжалостность к «чужим», стимулируют агрессивную направленность развития личности в целом.

 

Прошло больше четырех лет со времени опубликования этой заметки. За этот период у многих школьников как в городской, так и в сельской местности появились компьютеры. В беседе с учащимися выясняется, что компьютеры чаще всего служат для игры, и бывает, что родители не контролируют, какими играми увлечены их дети. Часами просиживают они перед монитором, гоняя на машинах по виртуальным городам, выбирают себе главного героя из игры и, «беря в руки оружие», идут «убивать» встречных прохожих. Не стоит удивляться, что у таких детей со временем появляется немотивированная агрессия, ведь после таких компьютерных игр им хочется применить в реальной жизни такие же, как и в игре, приемы. И не стоит верить тем утверждениям, которые гласят, что дети, выплеснув негативную энергию, станут спокойнее. На мой взгляд, энергию лучше выплескивать в спортивных залах или занимаясь физическим трудом.

 

По моему мнению, только книге принадлежит исключительно важная роль в формировании личности, развитии и усовершенствовании мышления, представления, памяти. Ведь когда ребенок смотрит передачу, он видит готовые картинки, перед ним развивается сюжет, и ребенок может только сопереживать героям. Слушая громкое чтение или читая сам, ребенок должен представить себе как выглядит тот или иной герой. У детей в этом случае богато работает воображение, дети создают свой мир. Когда ребенок читает, у него активно работает мозг, зрительная память. Со временем из чтения извлекается дополнительная польза: развивается грамотная речь, правописание.

 

Естественно, первоочередным стоит вопрос о подборе литературы. Книги, которые мы предлагаем своим детям, должны быть глубоки по содержанию, разнообразны по жанрам. И при чтении необходимо общаться с детьми, уделять время для обсуждения прочитанного. Ведь события из книг тревожат ум и душу ребенка. Полезны беседы с детьми до и после чтения. Но беседы должны быть короткими, не стоит «напрягать» ребенка расспросами о содержании книги. Необходимо способствовать развитию умения размышлять, сравнивать, выделять тему произведения, сознательно запоминать события. Именно эти качества пригодятся ребенку и в дошкольном учебном заведении, и в школе.

 

Следует также остерегаться того, чтобы чтение было принудительным, в наказание, продиктованным только волей взрослого. Чтение, прежде всего, должно отвечать настроению, интересам ребенка. Также необходимо обращать внимание на иллюстрации в книге. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста просто обязательно (!!!) подбирать книги с понятными, красочными, добрыми иллюстрациями. Ведь, чего греха таить, в наше время в детских книжных магазинах можно увидеть книги качественные, в добротном переплете, но с иллюстрациями, способными напугать и оттолкнуть ребенка от книги и чтения в целом. А правильно оформленная книга оказывает позитивное влияние на психику ребенка, создает хорошее настроение, учит замечать красивое и доброе в окружающем мире.

 

Книга расширяет кругозор, делает человека духовно богаче, дает пищу для ума, волнует чувства, помогает понимать самих себя, разбираться во многих жизненных ситуациях, учит жить. Не зря книгу называют «богатейшей сокровищницей», в которую внесли свои взносы лучшие представители человечества!

 

Увлечение компьютером: вред или польза?

  • Компьютерный мир, в который погружается и который творит сам юный пользователь персонального компьютера, настолько красочен, динамичен, занимателен, что со временем начинает восприниматься как действительный. Возникает так называемый синдром Пигмалиона. По греческой мифологии, скульптор Пигмалион, создав прекрасную статую девушки, влюбился в нее. Маленькие дети очень эмоциональны, впечатлительны, они, в сущности, в отличие от взрослых, нечетко различают искусство и реальность, потому так легко и доверчиво погружаются в жизнь героев компьютерного экрана, как в мир реальный, а со временем и охотнее, чем в реальный.

 

  • Чем больше ребенок увлекается игрой, тем более трудным становится переход от компьютерных образов к реальным. При решении очень сложных задач в динамически меняющихся условиях могут обостряться невротические черты личности, а при выраженной неуравновешенности могут возникать болезненные состояния. У разных групп людей под влиянием длительных занятий за компьютером психологи установили самые различные варианты изменений в психическом развитии, в том числе и различную направленность этих изменений. В частности, у одних людей происходило повышение уровня интеллекта, у других — его снижение.

 

  • К позитивным результатам общения с компьютером можно отнести формирование деловой мотивации, совершенствование логического, оперативного мышления, умения прогнозировать. Кроме того, компьютер располагает большим набором изобразительных средств, способствует развитию художественно-конструкторских способностей и пространственных представлений. Программы обучающего характера позволяют развивать у ребенка абстрактное, логическое мышление. Они дают ему возможность менять по своему усмотрению стратегию решения, пользоваться разным по уровню сложности материалом и разнообразными видами компьютерной помощи.
Dounload PDF

Відгуки читачів