Фразеологические обороты. 6-й класс

Н. П. Липко, учитель русского языка и мировой литературы, с. Михайловка, Шаргородский р-н, Винницкая обл.


Цель: ознакомить учащихся с фразеологическими оборотами, с их особенностями — постоянством лексического состава и целостностью значения; обучать умению пользоваться фразеологическим словарём, сборником крылатых выражений; формировать и развивать навыки использования фразеологизмов в речи; воспитывать речевую культуру учащихся.

 

Оборудование: учебник, фразеологический словарь, индивидуальные карточки, дидактические раздаточные материалы.

 

Тип урока: урок изучения нового материала; урок-игра

 

Ход урока

 

І. Организация класса

 

ІІ. Актуализация опорных знаний

 

1. Девиз урока

Не просто слушать, а слышать.

Не просто смотреть, а видеть.

Не просто отвечать, а мыслить.

Дружно и плодотворно работать.

 

2. Беседа с учащимися

• Что изучает лексикология?

• Какие слова мы называем устаревшими?

• Что собой представляют неологизмы?

• Где мы можем узнать лексическое значение слова?

• Какие слова мы называем заимствованными?

• Где мы можем узнать значение заимствованных слов?

• Какие слова называют диалектизмами?

 

3. Проверка домашнего задания

 

4. Работа с индивидуальными карточками

 

Карточка № 1

  • Спишите предложения, подчеркните в них устаревшие слова.

Несколько лет назад в одном из своих поместий жил старинный русский барин. Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение.

 

Карточка № 2

  • Спишите предложения, подчеркните в них диалектизмы.

Весной открывалась весёлая ярмарка. И чего только здесь не было. Посуда глиняная, горшки, кувшины, скатерти самокатные — со всякими узорами. А какие красивые игрушечные телеги продавали — как настоящие.

 

Карточка № 3

  • Спишите слова, подчеркните лишнее слово среди приведённых профессионализмов.

Учительская, урок, перемена, педсовет, план-конспект, тетрадь.

 

5. Распределительный диктант

  • Распределите слова в две колонки: в первую — устаревшие слова, во вторую — профессионализмы.

Акварель, секундант, трактир, нота, наркоз, алтын, верста, кучер, диагноз, солист, палитра, ветрило, грипп, чело.

 

ІІІ. Мотивация учебной деятельности. Объявление темы и цели урока

 

1. Обращение учителя к детям

— Здравствуйте, ребята!

Вы знаете, сегодня я перед началом урока проверил(а) нашу электронную почту и обнаружил(а) в ней письмо для вас. Давайте прочитаем его.

(Ученик читает вслух письмо.)

 

Здравствуйте, ребята!

Меня зовут Дима. Ещё совсем недавно были мы дружны с Витькой, да так, что водой не разольёшь. Но однажды он полез ко мне драться. Теперь мы с ним живём как кошка с собакой. Посоветуйте, ребята, как мне вернуть друга, ведь я без него как без рук.

 

2. Беседа учителя с учениками

• Кто написал это письмо?

• Что мы узнали о мальчиках?

• Всё ли понятно вам?

• Как вы думаете, почему Дима обратился к нам с просьбой помочь?

• А что обозначают выделенные сочетания слов?

(Ученики объясняют значение выделенных сочетаний.)

Водой не разольёшь — очень дружны, неразлучны, всегда вместе.

Жить как кошка с собакой — быть в постоянной ссоре, вражде.

Как без рук — совершенно беспомощен.

Эти сочетания мы сможем найти во фразеологическом словаре.

И сегодня мы познакомимся с новым для вас разделом науки о языке — фразеологией.

 

ІV. Работа над темой урока

1. Объяснение учителя

— Кроме отдельных слов с самостоятельными значениями, из которых мы составляем словосочетания и предложения, в русском языке есть ещё и более сложные языковые единицы — устойчивые сочетания слов. В этих выражениях слова теряют свою самостоятельность, и смысл имеет только всё выражение в целом. Изучением таких выражений занимается фразеология — особый раздел лингвистической науки. Отдельные выражения называются фразеологическими оборотами, или фразеологизмами.

По грамматической структуре фразеологизмы являются либо словосочетаниями, либо предложениями.

Фразеологизмы обладают постоянством лексического состава: в них нельзя произвольно заменять слова, потому что тогда они теряют смысл.

Лексическое значение фразеологизмов можно узнать из фразеологического словаря.

 

2. Выявление восприятия учащихся. Работа с языковым материалом

(На партах разложены карточки с предложениями.)

  • Прочитайте предложения, объясните значение выделенных сочетаний слов. Можно ли в них опустить или заменить какое-нибудь слово?
  1. Я долго искал своего щенка, но он как в воду канул.
  2. До ближайшей рощи — рукой подать.
  3. Миша стоял у доски и чувствовал, что сегодня дома с него снимут стружку.
  4. Мой товарищ слов на ветер не бросает.
  5. Я покраснел до корней волос и готов был сквозь землю провалиться, но вовремя взял себя в руки.

Учитель. Фразеологизмы чаще всего используются в разговорной речи и в художественных произведениях. Они придают речи выразительность. Фразеологизм можно заменить одним словом.

  • Запишите фразеологизмы, подбирая к ним близкие по значению слова.

Рукой подать — … (близко).

Повесить нос — … (загрустить).

Кожа да кости — … (худой).

 

3. Работа с фразеологическим словарём (в группах)

(На каждой парте разложены фразеологические словари.)

  • Найдите в словарях значение следующих фразеологизмов.

 

І группа — делить шкуру неубитого медведя;

купить кота в мешке;

толочь воду в ступе.

 

ІІ группа — делать из мухи слона;

сидеть сложа руки;

море по колено.

 

ІІІ группа — выходить сухим из воды;

мотать на ус;

платить той же монетой.

 

4. Физкультминутка

(Ведущий показывает движения, которые учащиеся выполняют под речёвку.)

— Кто спешит так рано в школу?

— Все спешат ученики!

— Что несут они в портфелях?

— Книги, ручки, дневники.

— Для чего им столько много?

Ну-ка, подскажите.

— Чтоб писать, читать уметь, рисовать и петь.

— Всё равно я не пойму, для чего им это.

— Заруби ты на носу: для науки это!

 

V. Закрепление изученного материала

Практическая работа (в группах)

Учитель. Ребята, я приглашаю вас совершить путешествие по городу фразеологизмов. Вы будете работать в группах, помогая друг другу, советуясь. Только после того, как все члены вашей группы закончат выполнять задание, капитан команды поднимает руку и показывает, что вы готовы отвечать. За каждый правильный ответ вы будете получать жетон. В конце урока мы подведём итоги и узнаем, какая группа победит.

В городе есть учёный кот. Он любит загадывать загадки. Давайте отгадаем их.

1) «Подбери фразеологизм!»

  • Подберите необходимое слово и запишите фразеологизм.

 

І группа. Дружнее этих двух ребят

На свете не найдёшь

О них обычно говорят

Водой … (не разольёшь).

 

ІІ группа. Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь … (медвежью услугу).

 

ІІІ группа. Мы исходили городок

Буквально вдоль и … (поперёк).

И так устали мы в дороге,

Что еле … (волочили ноги).

 

2) Игра «Четвёртый лишний»

  • Из четырёх фразеологизмов выделите лишний, то есть тот, который не соответствует общему значению остальных фразеологизмов.

 

І группа. Хоть пруд пруди. Кот наплакал. Тьма-тьмущая. Яблоку негде упасть.

ІІ группа. Во все лопатки. Сломя голову. Черепашьим шагом. В мгновенье ока.

ІІІ группа. Слово в слово. Тютелька в тютельку. Вилами на воде писано. Комар носа не подточит.

 

3) Игра «Фразеологический зверинец»

  • С помощью нарисованных подсказок правильно расставьте слова в своих карточках и запишите их.

І группа. Голоден как … .

Хитёр как … .

Надут как ….

Драчлив как … .

 

ІІ группа. Нем как … .

Труслив как … .

Упрям как … .

Грязен как … .

 

ІІІ группа. Изворотлив как … .

Болтлив как … .

Колюч как … .

Важен как … .

 

4) Игра «Распределитель»

  • К нам в город прилетела Баба-Яга и перепутала все фразеологизмы. Распределите фразеологизмы по значению.

І группа — «бездельничать»

ІІ группа — «обманывать»

ІІІ группа — «быстро».

Для справок. Сломя гол..ву, с..деть сл..жа руки, вт..рать оч(?)ки, корчить лодыря, бить баклуши, в..дить (за)нос, (во)весь дух, вв..дить в заблуждение, со всех но(г, к).

 

5) Отгадывание фразеологических загадок

1. Их кладут на полку, когда нечего есть. (Зубы)

2. Её ломают, когда усиленно над чем-то думают. (Голову)

3. Она уходит в пятки, когда вы испытываете страх. (Душа)

4. Её бьют, если надо предотвратить опасность. (Тревогу)

5. Их вешают, когда приходят в отчаяние. (Нос и голову)

 

6) Игра «Кто больше»

  • Вспомните и назовите известные вам фразеологизмы со словами язык, голова, нос. (Язык без костей, язык до Киева доведёт, совать нос, держать нос по ветру, выше головы не прыгнешь.)

 

VІ. Подведение итогов урока

 

1. Вопросы к учащимся

• Что мы узнали? Чему научились?

• Что называется фразеологизмом?

• Каковы особенности фразеологизмов?

• Какова роль фразеологических оборотов в тексте?

• Где используются фразеологические обороты?

• В чём особенность фразеологических оборотов?

• Где можно узнать значение фразеологизмов?

 

2. Оценивание работы учащихся

 

VІІ. Домашнее задание

Написать ответ на письмо мальчика Димы, используя фразеологизмы: не распускать руки, не вешать нос, поговорить с глазу на глаз, найти общий язык.

Dounload PDF

Відгуки читачів