Весёлые задания для юных натуралистов

Т. В. Ермоленко, Донецкая обл.


Наш кружок

 

Есть в нашем городе место одно,

многим ребятам знакомо оно.

Здесь нас встречают птиц голоса,

зелень цветов, рыбок краса.

Много питомцев находится тут,

всем обеспечен уход и уют.

Как украшают аквариум рыбки!

Их суета вызывает улыбки.

Жёлтый, оранжевый, красный цвета…

Разнообразие и красота.

Золотом вуалехвосты сверкают,

шлейфом роскошных хвостов удивляют.

Барбусы, данио, гуппи, сомы…

Лето здесь даже в разгаре зимы.

В отдельный аквариум сосланы раки:

слишком большие они забияки.

Время от времени раки линяют,

тесную шкурку как платье меняют.

Под лампочкой греется, смотрит без страха

житель степей и пустынь — черепаха.

Ёжик, наш Яша, колюч и сердит,

но не обижен он на аппетит.

Столько еды он в лесу не видал!

Знает, что в добрые руки попал.

Кашу и мясо, морковь, творожок —

все уплетает колючий дружок.

Слышал ли кто, как сорока поет?

Трели какие она выдает?

Птенчиком слабым ее принесли.

Мы сорочонка от смерти спасли.

Хвост чёрно-синий, грудка бела,

очень подвижна, нахальна, смела.

Вот попугайчики расписные,

очень шумливые и озорные.

Любят их взрослые детям дарить,

чтоб попугая учить говорить.

С чижиком в клетке сидит канарейка

и распевает, как соловейка.

Горло трепещет, горит огоньком.

Кто с её песней ещё не знаком?

Красные щёчки, хохол на головке —

это кореллы — красивы и ловки.

Свинки морские моря не знают.

В волнах не плавают и не ныряют.

Наши любимцы горя не знают,

Морковь и капусту весь день уплетают.

Щечки набиты, лохматый бочёк,

бусинки глаз — это наш хомячок.

Тёплые, мягкие, словно игрушки,

всем симпатичны наши зверушки.

Чтоб каждый питомец был жив и здоров,

много им надо различных кормов.

Всех прокормить — непростая забота,

ведь ежедневно им кушать охота.

Сколько в кружке у нас разных зверей,

Многих они привлекают детей.

Учим мы с детства природу любить,

Чтоб сохранять её, а не губить.

Юных биологов — милости просим!

В три мы начнём, а закроемся в восемь.

Адрес, надеюсь, вы знаете наш?

ЦДЮТ, третий этаж.

 

Правила кружковца

 

К нам в первый раз ты пришёл на кружок:

правила наши запомни, дружок!

Оставь в раздевалке ты куртку, пальто,

одетым к нам не заходит никто.

Если ты любишь животных, природу —

приди на занятие в любую погоду.

Если на улице дождь моросит —

сменную обувь с собой принеси.

У нас не спортзал — бегать, прыгать нельзя.

Запомните это получше, друзья!

Обидные прозвища, клички забудьте,

вежливыми и культурными будьте.

Внимательно слушайте инструктаж,

не нарушайте порядок вы наш!

У нас электричество, стекло и вода,

и чтоб на кружке не случилась беда,

Правила наши знать нужно прекрасно,

их нарушенье для жизни опасно!

Многому можно у нас научиться,

всё это в жизни вам пригодится.

Внимательно выслушай все объясненья

и только потом приступай к выполненью.

Окончил работу — вокруг посмотри,

место рабочее ты убери.

Делай с любовью любую работу.

Оценят животные нашу заботу.

Радовать будет кружок нас тогда:

весёлые рыбки, прозрачна вода,

Птички поют, зеленеют цветы —

всё это создал трудом своим ты!

Если ты хочешь биологом стать —

множество книг должен ты прочитать.

Птиц охраняй, кусты не ломай,

мусор в лесу за собой убирай.

Вы соберитесь, друзья и подружки,

птицам к зиме приготовьте кормушки.

Вы не ловите ежа и лису:

место всех диких животных в лесу.

Птенца и зверька ты домой не неси.

Если же встретишь подранка – спаси.

Всегда и везде охраняй ты природу!

Окажешь услугу стране и народу.

 

Рассказы барона Мюнхаузена

 

Ребята, все слышали о бароне Мюнхаузене, о его невероятных похождениях. Он написал книгу о своих новых приключениях и уверяет, что всё в ней правда. Но мы-то знаем, что он большой выдумщик. Давайте посмотрим, может он исправился? Сейчас прочитаем и решим, что в ней правда, а что — нет.

«Это произошло со мной в Индии. Попал я как-то в грозу. И вдруг из тучи вместе с дождём посыпалась мелкая рыбёшка (смерч иногда засасывает воду из водоемов вместе с его обитателями).

Гроза отшумела. Тучи разошлись, жара страшная. Долго я шёл и доплелся, наконец, до озера, а воды там нет — высохла. Присел я под деревом. И вдруг мне на голову свалилась рыба. Может из тучи? Но на небе — ни облачка. Смотрю — идет местный житель с лопатой. Объяснил мне, что пришёл на рыбалку. «Какая рыбалка, когда воды нет?» —подумал я. Но уже через полчаса у рыбака появилась полная корзина рыбы (рыба анабас — ползун, при пересыхании водоёмов в поисках воды может совершать длительные путешествия, забираясь иногда и на деревья. Может зарываться в ил, ожидая дождя. Она дышит жабрами и лабиринтовыми органами).

Добрался я до берега океана, где в него впадает какая-то река. Сел, закурил. Вдруг струя воды затушила мою сигару! Опять залп — и струя воды ударила мне прямо в глаз! (рыба — брызгун, стреляет изо рта водой на 1–2 м, обитает в пресных водоемах, может заходить в открытое море в местах, где его воды опреснены реками)

Огляделся — сидит на дереве рыба и таращится на меня. «Это ты брызгаешься?» —спрашиваю. А она подмигнула мне и запрыгала по земле, как кузнечик(это — илистый прыгун периофтальмус («вокруг смотрящий»), ведёт земноводный образ жизни, может долго находиться на суше, а также ползать и даже прыгать по деревьям в погоне за насекомыми).

Все знают, что я храбрый человек. Как-то я оседлал огромную акулу и прокатился на ней верхом по океану (китовая акула — до 20 м длиной, питается планктоном, некоторые аквалангисты даже «катались» на ней).

А когда я решил искупаться в реке Амазонке, меня чуть не съели рыбки величиной с ладонь (пираньи).

Сколько раз я был на волосок от гибели. Однажды наш корабль чуть не затонул в океане. Борт пробила носом рыба-меч (меч-рыба: вес до 543 кг, плавает со скоростью 130 км/час. Бывали случаи, когда она пробивала борта судов своим носом). Хорошо еще никого из команды не задела — ведь её длинный нос отравлен мышьяком (а вот это неправда)!

Путешествовал я по Дальнему Востоку. По реке Амур. А лодка, в которой я плыл, оказалась дырявой и начала тонуть. И вдруг в неё стали прыгать большие толстолобые рыбы (толстолобики в испуге могут выпрыгивать из воды).

А знаете ли вы, что рыба может летать! У меня до сих пор шишка на лбу — рыба ударила, когда я стоял на палубе корабля (летучая рыба, которая пролетает по воздуху до 400 м).

На реке Конго я хотел поймать бабочку, взмахнул сачком и вынул из него рыбку (пантодон, рыба-бабочка, выпрыгивает из воды в погоне за насекомыми).

Однажды решил я отдохнуть от путешествий, заняться дома аквариумом. Написал другу в Африку, чтобы он привёз мне местных рыбок. Сам друг приехать не смог, но вскоре прислал посылку… а в ней — комок засохшей грязи и какие-то бусинки. Ну и подарок! С досады я выбросил все на улицу прямо в лужу. Через время смотрю, а в луже плавает большая рыба с плавниками-жгутами и чьи-то мальки (двоякодышащая рыба — протоптер, может впадать в спячку при длительной засухе, а его икра переносит высыхание).

Рассказал я про свои приключения друзьям, а мне никто не верит — не оказалось среди них знатоков рыб».

Вот, ребята, выслушали мы рассказ Мюнхаузена, и выяснилось, что это не фантазия, а правда. Неистощима на выдумки природа!

Читайте книги! И вам откроется волшебный мир природы. Вы узнаете об удивительных животных и растениях. И вокруг себя вы увидите много нового, интересного, чего раньше не замечали.

 

Ситуационное задание «экологи, вам слово!»

 

Только совместные усилия всех людей могут остановить уничтожение природы. Заботы требуют и пока ещё многочисленные виды растений и животных. Ведь и они могут пополнить трагический список исчезающих и уже исчезнувших видов. Всем людям сейчас необходима экологическая грамотность. А сейчас, ребята, я прочту вам небольшой рассказ. Вы внимательно слушайте, и затем мы с вами обговорим ситуацию, которая описана в нём.

«Тёплое летнее утро. По тропинке идут трое мальчиков и собака. У них прекрасное настроение. Ведь они так любят природу и давно мечтали отправиться в поход.

Лес встретил их шепотом листвы, птичьим гомоном. Какие красивые цветы на поляне! «Вот мама обрадуется букету!» Букеты получились огромные, целые снопы. А сколько бабочек, стрекоз, пчёл перелетает с цветка на цветок! Сорвав большие ветки с дерева, мальчики стали хлестать ими по цветам. Самых красивых насекомых собрали и спрятали в коробочку.

Пора отдохнуть и перекусить. Включили погромче плэер, наломали веток, развели костёр под сосной на мягкой хвое. Очистки, объедки бросили в ручей: «Вода унесёт!»

Какой отдых без игры? Кто попадет стеклянной банкой в мишень на дереве. «Полезная игра — развивает меткость и глазомер». Дзинь... полетели осколки на поляну, в ручей… Ничего, ещё есть пакеты и коробки, можно и ими покидаться. Из куста вылетела испуганная птичка. «Наверное у неё там гнездо!» Искать гнездо пришлось долго, оно было хорошо спрятано. В нём лежали маленькие яички. Два взяли для коллекции. «В следующий раз придём, посмотрим птенчиков. Теперь-то гнездо хорошо видно, легко будет его найти». Рядом застрекотала сорока…

Вдруг из внезапно налетевшей тучки посыпались капли дождя. «Побежали домой!», «А может быть костёр погасим? Ничего, дождь зальёт». Дождик брызнул и перестал. Но ребята были уже далеко.

«А где же Трезор?» А вот и он. Поймал крошечного зайчонка. «Возьмём его с собой. Будет жить в клетке с кроликами».

Кто это прячется в траве, как гномы в ярких красных шапочках? Мухоморы! «Бейте их! Кому они нужны, они же ядовитые!» «А вот сыроежки, их можно есть и сырыми».

С ветки испуганно вспорхнул птенец, но силёнок не хватило, опустился на землю. На голове торчат смешные пуховые рожки. «Бедный, потерялся! Возьмём его с собой, дома крошками накормим».

По дороге домой дети оживлённо обсуждали планы на следующий день: «Я знаю где есть гнездо ястреба. Давайте возьмём птенца, сделаем из него ловчую птицу». «А я видел у ручья гадюку. Надо прийти и убить её, она ведь ядовитая».

Усталые и довольные возвратились ребята домой. Правда, букеты пришлось выбросить — цветы быстро завяли на жаре. Зато сколько находок и впечатлений! А впереди ещё целое лето!

Ребята, а какое впечатление сложилось у вас от поступков этих мальчиков? Сколько вы насчитали экологических ошибок в их поведении?

 

Загадки к теме «Птицы нашей местности»

 

То залает понарошку,

то мяукает, как кошка.

Пересмешничает бойко озорная птица… (сойка).

 

Тише, тише, крысы, мыши,

враг пернатый ваш на крыше!

Пропала ваша голова, летит охотиться… (сова).

 

Бойко по кустам летает, насекомых собирает.

И кормушку вмиг найдёт, сало, семечки клюёт.

Быстрая как лучик птичка, а зовут её… (синичка).

 

Маленький, удаленький, голова как уголёк, а зовётся… (королёк).

 

Велики у них глазища, мыши, крысы — вот их пища.

Раннею весной в ночи раскричалися… (сычи).

 

Корм его — любые крошки, мухи, гусеницы, мошки.

Не гони его, не бей, эта птица… (воробей).

 

В детской считалочке кашу варила.

Кашею деток своих накормила.

Хвост чёрно-синий, сама белобока.

Каждый ответит, что это… (сорока).

 

Звон хрустальный в тишине. Стая птичек в вышине.

Прилетают к нам зимой, а весной летят домой.

На рябину стайкой сели. То красавцы… (свиристели).

 

Загадки к теме «Корма для аквариумных рыбок»

 

Я в воде всю жизнь скачу и бактерий есть хочу.

У меня глаза большие, а усы мои — густые.

И всегда в движенье я, называюсь… (дафния).

 

У любого рыбака вы найдёте червяка:

Он в земле всегда живёт, листья прелые жуёт.

Он для почвы — лучший друг! Очищает всё вокруг.

Производит перегной и зовётся… (дождевой).

 

Этот мелкий червячок не годится на крючок.

Быстро в рот его увлек гуппи — крошечный малёк.

Создают условия мне и разводят в толокне.

Память ты свою проверь. Как зовусь я… (микрочервь).

 

В детстве роюсь я в грязи, любят есть меня язи, и ерши, и караси.

Стоить только повзрослеть — и смогу я полететь. Превращусь я в комара.

Полечу где мошкара. Не кусаю никого.

Как рыбак зовёт его?

(Мотыль, личинка комара-дергуна).

 

Одноглазый и ужасный, поедаю я людей.

Ослепил меня за это хитроумный Одиссей.

Глаз мой шириною в лоб, а зовут меня… (циклоп).

 

Я червяк иль не червяк? Не пойму всю жизнь никак.

В детстве сухари грызу, как червяк в муке ползу.

Вот я куколка, и вдруг, появился чёрный жук.

Это образ жизни мой, называюсь… (червь мучной, личинка жука — мучного хруща).

 

Что это за крошки? Чьи это ножки

оставили следочки, как лопоточки?

Золушке даже их не надеть.

Можно их лишь в микроскоп разглядеть.

Под объективом — вода. Носятся крошки туда-сюда

(инфузория-туфелька).

Dounload PDF

Відгуки читачів