Первый раз в 5 класс. Час психолога

А. Н. Ветошкина, ОШ № 7, г. Донецк


Цели:

- изучение степени тревожности, связанной со словом «школа»;

- изучение мнения учащихся о степени значимости школы в их жизни;

- преодоление негативных эмоций, связанных с обучением в школе.

Предполагаемый результат:

- преодоление напряжения и тревожности у детей, связанных с обучением в школе.

 

Ход занятия
 
 
І. Организационый момент
 
Обсуждение правил занятия
 
Психолог. Ребята, давайте обсудим правила, которые нам помогут успешно провести занятие.
 
Правило «Пунктуальность»
Все ребята должны приходить к началу занятий. По звонку находиться в классе. Опоздавшие будут мешать тем, кто уже начал работать.
 
Правило «Активность»
Только участник, активно работающий в группе, может почерпнуть из работы что-то для себя и научиться чему-то новому.
 
Правило «Я-высказывания»
Каждый высказывает свою точку зрения от первого лица
  • Я думаю...
  • Я считаю...
  • Я чувствую...
 
Смысл в том, что каждый участник не может с точностью знать, что думают остальные члены группы. Поэтому высказывания «МЫ...» не допустимы.
 
Правило «Тактичность и доброжелательность»
У всех есть достоинства и недостатки. Во время занятий необходимо терпимо относится к особенностям другого человека. Если участника что-то не устраивает, нужно сообщить об этом в корректной форме психологу, чтобы не задеть и не обидеть других участников.
 
Недопустимо называть друг друга прозвищами или по фамилии. Исключение — если кто-то сам пожелает, чтоб его так называли.
 
Правило «Здесь и сейчас»
Все происходящие на занятии рассматривается
в рамках занятия, не перенося на прошлое и будущее.
 
Правило «Конфиденциальность»
Все происходящее на занятии с людьми, не участвующими в занятии, — не обсуждать, все остается здесь, в этом кабинете. Это позволит чувствовать себя безопасно и быть открытыми. 
 
Правило «Предложения в участники только себя»
Часто кто-то, боясь сам участвовать в упражнении, начинает усиленно предлагать кого-либо другого. Это недопустимо. Предлагать можно только себя.
 
 
ІІ. Мотивация и создание эмоционального настроя
 
Психолог. Тема нашего сегодняшнего занятия: «Первый раз в 5 класс».
На этом занятии мы с вами будем говорить о том, нравится ли вам учиться в школе в 5 классе. Что делать, чтобы учёба в школе была ещё интереснее и приятнее.
Каждый из участников называет своё имя и цветок, с которым себя ассоциирует (на заглавную букву своего имени). 
 
 
ІІІ. Основная часть
 
Упражнение «Ассоциации»
Психолог. Ребята, закончите предложение,
используя прилагательные слова.
— Школа, в которой я учусь...
— В нашей школе учат...
 
Вопросы для обсуждения:
  • Насколько откровенны вы были?
  • Какие чувства возникли при рассуждениях о школе?
 
Упражнение «В гостях у сказки»
Ребятам предлагается прослушать сказку, придумать её окончание и объяснить, почему они придумали именно такое окончание сказки.
 
Текст сказки
В далекие времена в одной семье жил мальчик. Был он веселый, непоседливый, любил играть с другими мальчиками во дворе в свои мальчишеские игры, помогал папе выполнять нехитрую мужскую работу, а маме — даже мыть посуду!
 
Учился этот мальчик в школе. В селе она была одна, и рано поутру все мальчики и девочки вприпрыжку бежали в школу.
 
Кто-то бежал с охотой, кому-то было трудно проснуться, и он, пыхтя, бежал позади всех. Самым последним бежал в школу знакомый нам мальчик. Не то чтобы ему не хотелось учиться, просто было очень трудно рано вставать из теплой постели, одеваться и делать так каждый день.
 
Однажды, когда он в очередной раз оказался самым последним на дорожке, ведущей в школу, прямо перед собой он увидел перышко необыкновенной красоты. Оно сверкало на солнце и  переливалось всеми цветами радуги. Мальчик остановился, схватил перышко и забыл о том, что ему нужно бежать в школу...
 
В течение секунды перышко подняло мальчика, закрутило в вихре и забросало его на радугу, которая висела над школьным двором.
 
Мальчик кувыркался на радуге, прыгал, стоял на голове, смотрел на школу, в которой в это время сидели за партами мальчики и девочки из его села, смеялся, свистел и вообще делал то, что
ему больше всего хотелось делать.
 
Так прошел час, два, три, а что было потом с мальчиком?
 
Вопросы для обсуждения:
  • Кто хотел бы оказаться на месте мальчика и почему?
  • Можем ли мы считать, что мальчик совсем не хотел учиться в школе?
  • Чем может быть вызвано такое поведение мальчика?
ІV. Подведение итогов
Dounload PDF

Відгуки читачів