Уроки общения. Братики и сестрички: общение без «военных действий»

Ведущая рубрики Мария Ерёмина


Редко бывает в семьях, чтобы отношения между братьями и сёстрами были мирными и абсолютно безоблачными. Есть немало и таких семей, где отношения между детьми становятся чересчур накалёнными. Борьба за место под солнцем тем больше напряжённая, чем более пассивную позицию занимают родители. Что же лучше в таких ситуациях? Политика невмешательства и ожидание, пока дети сами разберутся, или активная позиция, непременное «разруливание» каждого конфликта?

 

 

Пожалуй, даже если ваши дети живут вполне мирно, стоит провести разумную профилактику. А уж если дети часто ссорятся между собой, ябедничают друг на друга и вас расстраивает такое положение дел, то специальные упражнения для братиков и сестричек помогут нормализовать домашнюю обстановку. Не стоит устраивать детям специальные тренинги. Просто включайте упражнения в повседневные игры. Кроме того, в подобных ситуациях, когда дети не ладят друг с другом, отлично помогают даже простые настольные игры. Но какое-то время вы тоже должны будете играть вместе с детьми.

Итак, ура-ура, начинается игра!

 

Игра «Хвалилка»

 

Секрет этой игры заключается в том, что детям нужно найти друг в друге что-то позитивное, положительное, очень хорошее. Кстати, взрослые тоже могут играть вместе с детьми. Итак, каждый игрок должен найти три хороших качества в человеке, который сидит справа от него (или слева, тут уж как вы решите, так и будет). Ход передаётся по кругу. Начать можете вы, чтобы подать детям пример. «Саша весёлый, находчивый и хороший помощник», «Мама печёт вкусные пирожки, у неё мягкие руки, у мамы красивый голос», «Лиза не предатель, она вяжет красивые салфеточки, у Лизы всегда порядок в комнате» — вот такими могут быть оценки. Игра продолжается до тех пор, пока каждый из игроков не получит достаточное количество «хвалилок». Плюс игры «Хвалилка» в том, что она отлично повышает самооценку каждого играющего, а также заставляет задуматься о хороших чертах характера и умениях тех, кто живёт рядом. Если кто-то из детей затрудняется назвать что-то положительное в брате или сестре, можно взять «помощь клуба». Тем самым вы покажете ребёнку, что в каждом человеке не могут быть только отрицательные качества. И это очень важно хотя бы потому, что детям свойственно быть слишком критичными. «Мама, моя сестра просто ужасная. Я её терпеть не могу», — может говорить ваш сын. Поиграв в «Хвалилку», он научится видеть в своей сестричке и что-то хорошее, находить то позитивное, что поможет в дальнейшем наладить гармоничные отношения.

 

Игра «Скажи, что я люблю»

 

В этой игре также может принимать участие любое количество игроков, например от 2 до 7–8. Иногда такую игру используют для тренировки памяти, а в некоторых случаях — в качестве разминки, если в дальнейшем предстоит тренинг общения.

Участники становятся или садятся в кружок. Первый игрок называет своё имя и то, что он любит: «Я Маша. Я люблю мороженое». Следующий игрок должен назвать имя предыдущего и то, что он любит, а потом добавить своё имя и назвать то, что любит он. Например, вот так: «Маша. Любит мороженое. Я — Вова. Я люблю солёные огурцы». Игра должна пройти хотя бы один круг. Труднее всего приходится тому, кто повторяет весь текст самым последним. Ведь ему придётся вспомнить все имена по порядку и то, что любит каждый игрок. Если захочется сделать ещё один круг, то вы должны понимать, что маленькие дети могут не справиться с подобной задачей — слишком уж много слов придётся запомнить и воспроизвести.

Игра «Скажи, что я люблю» помогает узнать лучше своих братиков и сестричек, услышать и повторить имена, послушать их звучание, а ещё повторить и запомнить то, что любят братья и сестры.

 

Игра «Открытка»

 

В этой игре самое главное — не то, как будет сделана открытка, но то, кому она посвящена. Объявите детям, что сейчас у вас будет настоящее соревнование. Каждый из вас будет делать открытку. Можно приурочить открытки к какому-то празднику, но лучше, чтобы на открытках были написаны просто имена тех, кому они посвящаются. Соревнование заключается в том, чтобы сделать открытку как можно красивее. На самом деле победит дружба, но соревновательный момент добавит остроты в процесс изготовления открытки.

 

Игра «Лошадь и наездник»

 

Старшие дети постоянно стремятся лидировать, могут проявлять ревность по отношению к младшим. При этом младшим детям время от времени очень хочется побыть «главнее», вот и получается постоянное «перетягивание каната». Игра «Лошадь и наездник» даст возможность каждому из детей побыть как в роли лошади, так и в роли наездника. С помощью считалки или жеребьёвки определите, кто первым будет лошадью, а кто наездником. «Лошадка» становится на четвереньки, а наездник садится ей на спину и отправляется в путь. Договоритесь, какое расстояние будет проезжать лошадка. Затем дети должны поменяться ролями. Чтобы старший ребёнок не нанёс младшему травму, предупредите его о том, что он не может садиться на малыша. Достаточно просто слегка присесть на «лошадку».

 

Игра «Я капитан»

 

Правила этой игры очень простые. Один из детей становится капитаном корабля. Все остальные игроки, взрослые и дети — это матросы. Капитан может отдавать своим матросам любые команды, вовсе не обязательно, чтобы они были связаны с морем и кораблём. К примеру, команды могут быть такими:

  • взять себя за нос;
  • попрыгать на месте;
  • присесть три раза;
  • достать до лопатки;
  • потопать ногами;
  • хлопнуть в ладоши;
  • сцепить пальцы;
  • сильно подуть;
  • широко открыть рот;
  • зажмурить глаза;
  • покачать головой вниз-вверх.

 

Затем в роли капитана пробует себя второй ребёнок. Его команды могут быть такими же, или можно придумать совершенно иные приказания. Принятие на себя лидерской, командирской позиции даёт возможность неуверенным в себе детям, которые в паре «старший-младший» оказываются ведомыми, проявить свою индивидуальность.

 

Игра «Неперетягивание каната»

 

Интересная игра, которая учит детей уступать. Игра парная, возможно провести её с двумя детьми. Возьмите канат покрепче. Поставьте детей друг напротив друга. Пусть они возьмутся за разные концы каната. Поясните им, что по команде «Начали» каждому нужно будет тянуть канат на себя. Однако конечная цель игры — дать победить своему сопернику. Ребёнок в какой-то момент должен ослабить сопротивление и дать сопернику возможность перетянуть канат на свою сторону. Обратите внимание на то, что это упражнение требует довольно много места, в противном случае дети могут удариться и получить травмы.

Польза упражнения «Неперетягивание каната» в том, что оно учит детей уступать. Точно так же, как и в жизни, в ситуации игры всегда есть возможность пойти на компромисс, уступить, войти в ситуацию другого человека, помочь ему.

 

 

Игра «Вместе весело шагать»

 

Для этой игры вам понадобятся штаны с широкими штанинами большого размера. Детям предлагается надеть штаны так, чтобы обе ноги оказались в одной штанине. Теперь из детей получилось эдакое трёхногое существо, которое может даже ходить. Отметьте детям дистанцию, которую они должны пройти вместе, со «склеенными» ногами. Упражнение отлично помогает выработать согласованность действий. Чтобы пройти дистанцию, ребятам придётся договариваться, идти на уступки друг другу, двигаться с одной скоростью, предупреждать друг друга о препятствиях и помехах. Даже если выполнить упражнение всего один раз, то можно заметить, что дети стали более терпимо общаться между собой.

Dounload PDF

Відгуки читачів