Золотые страницы художественной литературы (повторение и обобщение изученного материала в 6-м классе)

В. Л. Литвинчук, г. Луганск


Цели: повторить усвоенный материал по литературе; развивать связную речь учащихся; умение давать оценку прочитанному; обобщать и систематизировать усвоенный материал; прививать интерес к чтению художественной литературы.

Оборудование:компьютер, проектор, экран, демонстрационные слайды, выставка книг поэтов и писателей, произведения которых изучались в 6-м классе, иллюстрации учащихся к изученным произведениям.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков.

 

Ход урока

 

1. Вступительное слово учителя

 

— Всехудожественные произведения, которые мы с вами прочитали в 6-м классе, входят в сокровищницу русской и зарубежной литературы. Они запомнились нам своей необычностью, участием героев в невероятных событиях и приключениях. Это и басенные герои, и задушевные или легендарные герои А. С. Пушкина, образы, созвучные мятежному духу М. Ю. Лермонтова. Это романтические парубки и девчата из украинской предрождественской ночи. Это «дети подземелья», находчивый и трудолюбивый Робинзон Крузо со своим милым Пятницей. Итак, перевернем страницы полюбившихся книг.

 

2. Актуализация опорных знаний учащихся

  • С какими именами писателей и поэтов мы познакомились в течение учебного года на уроках литературы?
  • В каких странах и благодаря каким художественным произведениям мы «побывали»?
  • Назовите литературные жанры произведений, прочитанных на уроках на протяжении учебного года.

 

3. Литературная викторина

Галерея писателей и поэтов

 

Задание1 (слайд 1). По приведенным высказываниям, характеристикам и портретам узнайте писателя (слайды 2–12).

Комментарий.На экране сначала появляются высказывания, которые отображают эстетические, этические, моральные или мировоззренческие позиции писателя (иногда это высказывания других художников о писателях, их вкладе в мировой литературный процесс и своеобразии их творчества), потом появляется портрет и подпись фамилии (см. Приложение).

 

Задание2  (слайд 13). Назовите произведение и его автора.

Комментарий.Сначала учащиеся видят отрывки из поэтических произведений, потом ответ — портрет автора, в конце — его фамилия (слайды 14–20).

 

Галерея художественных произведений

 

Задание3 (слайд 21). Узнайте литературный персонаж по портретной характеристике, назовите произведение и автора.

Комментарий.Имена героев на экране появляются как подтверждение или проверка правильного ответа (слайды 22–23).

 

Задание4 (слайд 26). Соотнесите названия литературных произведений и их авторов (представлены произведения, выученные в течение 5–6 классов).

Комментарий.Если учащиеся выполняют это задание правильно, то оценку можно повысить.

 

4. Ознакомление школьников с перечнем художественных произведений, которые будут изучаться в 7-м классе

5. Рекомендации учителя по организации самостоятельного чтения учащихся

 

 

Приложение

Слайд 1

Галерея писателей

Задание 1

• По приведенным высказываниям, характеристикам и портретам узнайте писателя.

 

Слайд 2

• Трудно представить россиянина, которому не известно было имя знаменитого писателя конца XVIII — первой половины XIX века.

(Е. В. Волощук)

• Выбрал он себе форму басни, всеми пренебреженную, как вещь старую, негодную для употребления и почти детскую игрушку — и в сей басне сумел сделаться поэтом…

Его притчи — достояние народное. (Н. В. Гоголь)

 

Слайд 3

• Слух обо мне пройдет

по всей Руси Великой…

 

• В те дни, в таинственных

долинах,

Весной, при кликах

лебединых.

Близ вод, сиявших

в тишине,

Являться муза стала мне.

 

• Добрый и умный, он напоминал нам о великих богатствах русской души, о ее свободолюбии, мужественной борьбе за счастье, мир и справедливость.

(В. Рождественский)

 

Слайд 4

• Я сын страданья. Мой отец

Не знал покоя по конец,

В слезах угасла мать моя…

 

• Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри — не вы!

 

• Я жить хочу!..

Мне нужно действовать…

Так жизнь скучна, когда

боренья нет…

 

Слайд 5

• Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! какая чувствительность!»

(А. Пушкин)

 

• Скажу вам одно слово насчет того, какая у меня душа — хохлацкая или русская… Знаю только, что никак не дал бы преимущества ни малороссиянину перед русским,ни русскому перед малороссиянином. Обе природы слишком щедро одарены Богом, и, как нарочно, каждая из них порознь заключает в себе то, чего нет в другой: явный знак того, что они должны пополнить одна другую…

 

Слайд 6

• «Жизнь писателя была полна лишений. Только благодаря удивительной нравственной силе и недюжинному физическому здоровью он смог справиться со всеми испытаниями, выпавшими на его долю».

(Е. Волощук)

• «Он оказался прекрасным работником: пахал, сеял, косил, жал. И топором владел… Он был вообще мастер на все руки: хороший сапожник, чертежник, часы исправлял. Работа спорилась у него в руках: работал чисто, аккуратно, изящно».

(Из очерка о писателе)

 

Слайд 7

• Книга этого писателя увлекает юных читателей необычностью ситуации — приключениями человека и тем, что из всех испытаний герой выходит победителем благодаря своей воле, терпению, трудолюбию и настойчивости.

 

• Роман дает богатые возможности для подрастающего поколения.

(Жан-Жак Руссо)

• Дети слышат в романе гимн человеку-творцу, формирующему не только свой мир, но и самого себя.

 

Слайд 8

• «О золотоискателях, людях Клондайка, писал прозаик. Но не только о безумной жажде золота рассказывал он. Его герои — это сильные люди, упорно идущие к цели, преодолевающие все препятствия, все барьеры, и в том числе то темное и алчное, что может оказаться в самом человеке. Час их победы наступал не тогда, когда заступ натыкался вдруг на россыпь золота…, а когда среди всей жадности и жестокости они достигали торжества великодушия, жертвенности, благородства. Именноэтим эти люди и симпатичны нам».

(А. Горбовский и Ю. Семенов)

 

Слайд 9

• «Я уверен, что писателем человека делает детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать то, что дает ему затем право взяться за перо».

Об истоках своего творчества:

• «Их, как у всякого писателя, несколько: жизнь вокруг нас, книги, великий русский язык, собственная душа…»

• «Едва научившись ходить, мы ковыляли к реке и забрасывали в нее удочки; еще не окрепнув, тянулись в тайгу, собирали ягоду и грибы…— больше наших радостей была связь с тайгой и рекой. Это была она, известная всему свету река (Ангара), о которой слагались легенды и песни,единственная дочь Байкала, об удивительной красоте и поэзии которой я храню самые чистые и святые воспоминания».

 

Слайд 10

• Не позволяй душе лениться!

Чтоб воду в ступе не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

 

• «Пишу вам с той почтительной робостью, с какой писал бы Тютчеву или Державину. Для меня нет сомнения, что автор “Журавлей”, “Лебедя”, “Уступи мне, скворец, уголок”, “Неудачника”, “Актрисы”, “Человеческих лиц”, “Утра”, “Лесного озера”, “Слепого”, “В кино”, “Ходоков”, “Некрасивой девчонки”, “Я не ищу гармонии в природе” — подлинно великий поэт, творчеством которого рано или поздно нашей культуре придется гордиться как однимиз высочайших своих достижений».

(К. Чуковский)

 

Слайд 11

• Огромное небо, огромное небо,

Огромное небо — одно на двоих…

 

• Не думай о секундах свысока.

наступит время,— сам поймешь,

наверное,

Свистят они, как пули у виска,—

Мгновения, мгновения,

мгновения…

 

• «Его поэзия — беспрестанный разговор: вопросы, реплики, ответы — все то, из чего складывается заинтересованное общение человека с человеком… у него много поэтических посланий, писем, монологов, словно ему незамедлительно требуется высказаться, выговориться, поделиться увиденным и пережитым с друзьями».

 

Слайд 12

• «…Бутылка плыла по волнам.

Мальчик перестал плакать…

 

• Он написал наше желание? Написал то, о чем мы сейчас говорили, нашу мечту?»

 

• «Я, безбородый мальчишка-волшебник, доставал из картонной шляпы всяких кроликов. Я стал бородатым факиром, и теперь из пишущей машинки и из Космической Пустоты, которая простирается так далеко, насколько зрение и разум могут ее охватить, я достаю ракеты».

 

Слайд 13

Задание 2

• Назвать произведение и его автора

 

Слайд 14

Кто автор и как называются эти произведения?

У сильного всегда

бессильный виноват:

Тому в истории мы тьму

примеров слышим,

Но мы истории не пишем…

 

— Ведь это дереву вредит,—

Ей с Дубу ворон говорит,—

Коль корни обнажишь,

оно засохнуть может

— Пусть сохнет… Ничуть

меня то не тревожит;

В нем проку мало вижу я;

Хоть век его не будь,

ничуть не пожалею,

Лишь были б желуди:

ведь я от них жирею

 

Слайд 15

Кто автор и как называются эти произведения?

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

 

Запомни же ныне ты слово мое:

Воителю слава —

отрада;

Победой прославлено имя твое;

Твой щит на вратах Цареграда;

И волны и суша покорны тебе;

Завидует недруг столь дивной

судьбе.

 

Слайд 16

Кто автор и как называются эти произведения?

…стоит одиноко

На голой вершине сосна

И дремлет, качаясь, и снегом

сыпучим

Одета, как ризой, она…

 

Под ним струя светлей лазури,

Под ним луч солнца золотой…

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

 

Слайд 17

Кто автор и как называются эти произведения?

…Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало,

Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой…

 

…Околдован, лес стоит —

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит…

 

Весь окутан, весь окован

Легкой цепью пуховой…

 

Слайд 18

Кто автор и как называются эти произведения?

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

***

Дай, Джим, на счастье лапу мне,

Такую лапу не видал я сроду.

Давай с тобой полаем при луне

На тихую, бесшумную погоду.

Дай, Джим, на счастье лапу мне.

 

Слайд 19

Кто автор и как называется это произведение?

Два крыла, как два огромных горя,

Обняли холодную волну,

И, рыданью горестному вторя,

Журавли рванулись в вышину.

Только там, где движутся светила,

В искупленье собственного зла

Им природа снова возвратила

То, что смерть с собою унесла:

Гордый дух, высокое стремленье,

Волю непреклонную к борьбе…

 

Слайд 20

Кто автор и как называется это произведение?

Целый час ты живешь на земле.

Прими ее.

И прости,

Что земля еще не такая,

Какою ей надо быть…

Я хотел ее сделать самой праздничной!..

Я хотел ее сделать самой улыбчивой…

Я ее так просил!

Я земле открывался.

Понял ее язык…

Ты прости отца…

 

Слайд 21

Галерея художественных произведений

Задание 3

• Узнайте литературный персонах по портретной характеристике, назовите произведение и автора

 

Слайд 22

• «…силач и детина хоть куда, который черту был противнее проповедей отца Кондратия. В досужееот дел время (он) занимался малеванием и слыл лучшим живописцем во всем околотке».

(Кузнец Вакула)

 

• «Разве черные брови и очи мои так хороши, что уже равных им нет и на свете? Что тут хорошего в этом вздернутом кверху носе? И в щеках? И в губах? Будто хороши мои черные косы? Ух! Их можно испугаться вечером… Я вижу теперь, что я совсем не хороша!.. Нет, хороша я! Ах, как хороша! Чудо!»

(Оксана, дочь казака Чуба)

 

• «…мне было шесть лет. Отец… как будто забыл о моем существовании. Порой он ласкал мою маленькую сестру и по-своему заботился о ней, потому что в ней были черты матери. Я же рос, как дикое деревцо в поле,— никто не окружал меня особенною заботливостью, но никто и не стеснял моей свободы.

(Герой-рассказчик)

 

• «Это был мальчик лет девяти, больше меня, худощавый и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязной рубашонке… Темные курчавые волосы лохматились над черными задумчивыми глазами».

(Валек)

• «Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца. Несмотря на свои четыре года, она ходила еще плохо, неуверенно ступая ножками и шатаясь, как былинка; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика; глаза смотрели так не по-детски грустно.., что мне… становилось самому грустно и слезы подступали к глазам».

(Маруся)

 

Слайд 23

• «…едва ли кто на свете попадал в более бедственное положение, и тем не менее… я начал мириться с ним. Прежде я поминутно смотрел на море в надежде, не покажется ли где-нибудь корабль; теперь я уже покончил с напрасными надеждами и все свои помыслы направил на то, чтобы по возможности облегчить свое существование».

(Робинзон Крузо)

 

• «Это был красивый малый высокого роста, безукоризненного сложения, с прямыми и длинными руками и ногами… На вид ему можно было дать лет двадцать шесть. В его лице не было ничего дикого и свирепого, одна……. мужественное лицо, обладавшее в то же время мягким и нежным выражением…»

(Пятница)

 

Слайд 24

• «Да, Билл его бросил, но он не возьмет золота и не станет сосать кости Билла… Он набрел на маленькое озерко. И, наклонившись над ним в поисках пескарей, отшатнулся, словно ужаленный. Он увидел свое лицо, отраженное в воде. Это отражение было так страшно, что пробудило даже его отупевшую душу».

(Золотоискатель)

 

• «…на ладони лежала Улыбка. Он смотрел на нее в белом свете, который падал с полуночного неба. И тихо повторял про себя снова и снова: “Улыбка, чудесная улыбка…” Час спустя он все еще видел ее, даже после того, как осторожно сложил ее и спрятал. Он закрыл глаза, и снова во мраке перед ним — Улыбка. Ласковая, добрая, она была там и тогда, когда он уснул, а мир был объят безмолвием…»

(Мальчик Том)

 

• «Бутылка плыла по волнам. Мальчик перестал плакать. Потом он отошел от воды и остановился около родителей,.. лицо ни мрачное, ни живое, ни, ни решительное, ни отрешенное… Они смотрели на него, смотрели дальше, на залив и затерявшуюся в волнах светлую искорку — бутылку…

— Он написал наше желание…, нашу мечту?»

(Джим)

 

Слайд 25

Внеклассное чтение

• «Жили мы без отца, жилисовсем плохо… Учился я хорошо, в школу ходил с удовольствием и в деревне признавался за грамотея… И мать, наперекор всем несчастьям, собрала меня, хотя до этого никто из нашей деревни в районе не учился.

Я был первый…

Учился я и тут хорошо.., поэтому по всем предметам, кроме французского, у меня держались пятерки».

 

• «Утром я со страхом смотрел на себя в зеркало: нос вспух и раздулся, под левым глазом синяк, а ниже его, на щеке, изгибается жирная кровавая ссадина».

(Герой-рассказчик)

 

• «Я ей объяснила, что такое имя без отчества произносить просто нельзя, потому что без отчества им называли царицу. С тех пор (девочка) приобрела царственную осанку».

(Лиза Кудрявцева)

 

• «Рыжий парень, который на черно-белом снимке выглядел просто светловолосым, в отличие от других улыбался. Он был третьим слева в том самом пятом ряду».

(Ваня Белов)

 

Слайд 26

Соотнесите названия литературных произведений и их авторов

1. «Ночь перед Рождеством»

2. «Руслан и Людмила»

3. «Муму»

4. «Любовь к жизни»

5. «Крестьянин и его сыновья»

6. «Каникулы»

7. «Приключения Тома Сойера»

8. «Белый гусь»

9. «В дурном обществе»

10. «Пеппи Длинныйчулок»

1. И. С. Тургенев

2. Дж. Лондон

3. Короленко

4. М. В. Гоголь

5. А. Линдгрен

6. Е. Носов

7. Марк Твен

8. А. С. Пушкин

9.Эзоп

10. Р. Д. Брэдбери

Dounload PDF

Відгуки читачів