Передплатна кампанія з січня 2019 закінчино! Що робити далі?

Подробиці...

Бажаєте зекономити на передплаті?

Пропонуємо вам стати учасником програми лояльності «120 балів»!

 

Дізнатися більше

Русский язык. 3 класс

Е. Н. Диденко, учитель I категории, Верхнегерасимовская СОШ,

Краснодонский р­н, Луганская обл.

Тема. Правописание слов с безударными гласными в корне слова

Цель: расширение и углубление знаний учащихся о правописании слов с безударными гласными в корне слова; формирование умений и навыков подбора проверочных слов; развитие орфографической зоркости, внимания, речи учащихся; воспитание бережного отношения к природе.


Русский язык. 3 класс

Е. Н. Диденко, учитель I категории, Верхнегерасимовская СОШ,

Краснодонский р­н, Луганская обл.

Тема. Правописание слов с безударными гласными в корне слова

Цель: расширение и углубление знаний учащихся о правописании слов с безударными гласными в корне слова; формирование умений и навыков подбора проверочных слов; развитие орфографической зоркости, внимания, речи учащихся; воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование: таблица «Безударные гласные в корне слова»; памятка «Разбор слов по составу»; карточки для работы в парах (слова с безударными гласными в корне слова); индивидуальные таблички со словарными словами; иллюстрации осеннего леса; рисунки детей «Осенний лес»; иллюстрации; карта путешествия; грамзапись «Голоса леса»; табличка для гнома; алфавит; карточки с текстом для списывания (для группы Б).

Тип урока: урок формирования умений и навыков.

Форма проведения: урок-путешествие.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель

С добрым утром начат день,

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и писать.

Тихо садитесь. Начинаем урок!

II.     Проверка домашнего задания

Упражнение 100, С. 42.

а) Группа Б.

  правило наизусть с опорой на таблицу «Правописание слов с безударными гласными в корне слова»;

  чтение правила по учебнику (С. 41).

— Какие буквы вставили в словах с пропущенными буквами? Как проверили написание слов?

Повторение правила о правописании слов с безударными гласными в корне слова.

б) Группа А (самостоятельно под­бирают примеры слов с безударными гласными).

— Назовите корень в каждом из выписанных слов. Как выделить корень в слове? (С опорой на памятку «Разбор слов по составу»)

— Приведите примеры слов с безударными гласными в корне слова, укажите проверочные слова.

Итог проверки домашнего задания.

III. Формирование умений и навыков

1. Сообщение темы, цели урока.

— Ребята, вы любите путешествовать? Давайте все вместе отправимся в путешествие в волшебный осенний лес, где нас ожидает много интересного и неизвестного. Возьмём в рюкзаки свои знания и отправимся в поход.

Во время путешествия вы должны быть добрыми, внимательными, должны показать свои знания, которые уже приобрели на уроках русского языка. Мы будем закреплять знание правописания слов с безударными гласными в корне слова. Если хорошо поработаем на уроке, правильно выполним все задания, которые встретятся нам на пути, то в конце путешествия нас будет ожидать интересное сообщение о жизни леса.

2. Закрепление и обобщение знаний учащихся по теме «Правописание слов с безударными гласными в корне слова».

— Мы уже подошли с вами к лесу, но у входа в лес нас встречает умный гном Пиши–читай, который приготовил для нас задание. Если мы справимся с его заданием, то гном пропустит нас в волшебный лес. Посмотрите, у гнома в руках табличка со словами, в которых пропущены буквы. Мы должны объяснить написание этих слов. Чтобы нам было легче справиться с заданием, добрый гном добавил к словам рисунки, которые помогут выполнить задание.

Табличка со словами и рисунками

Л СА (Рисунок леса)

Л СА (Рисунок лисы)

— Ребята, что обозначает пропущенная буква в этих словах? (Пропущенная буква обозначает безударную гласную в корне слова.)

— Давайте повторим правило в стихах о правописании слов с безударными гласными в корне слова, которое мы знаем.

Дети (хором)

Безударный —

Слабый гласный,

Слабым надо помогать.

Звук нечёткий,

Звук неясный —

Удареньем проверять!

Вот — река,—

Проверка — речка,

Вот — гора,

Проверка — горка.

Вот — нора,

Проверка — норка!

— А теперь, применяя это правило, объясните гному написание этих слов.

(Дети объясняют правописание слов.)

— Что интересное вы заметили в этом задании? (В зависимости от вставленных букв изменяется значение слова. Лиса — это животное, леса — это деревья.)

— Молодцы, ребята, вы справились с заданием и гном Пиши–читай пропускает нас в волшебный лес.

Посмотрите, как красив осенний лес.

(Дети рассматривают иллюстрации с изображением леса осенью. Учитель обращает внимание на детские рисунки «Осенний лес».)

3. Минутка чистописания.

— Внимание, дети! Мы подошли к «Полянке Чистописания».

Волшебники, которые живут здесь, говорят, что разрешат нам продолжить путешествие по лесу, если мы покажем им, умеем ли мы красиво и правильно писать. Я думаю, что мы все справимся с этим заданием. Сядьте правильно. Откройте свои тетради, положите их правильно. Посмотрите на доску, какие буквосочетания нам следует написать.

(Учитель показывает на доске написание буквосочетаний, обращает внимание учащихся на правильность соединения букв.)

(Группа А переписывает буквосочетания с доски, группа Б пишет с опорой на образцы в тетрадях.)

— А теперь запишем предложения, в которых есть эти буквосочетания.

На доске — запись:

Пришла золотая осень. Как красиво в лесу.

?Ребята, почему осень называют золотой? (Ответы детей.)

?Найдите орфограммы в этих предложениях, объясните написание слов с орфограммами.

— Молодцы, дети! (Оценивание работ.) Вы смогли справиться и с этим заданием, и мы продолжаем наше путешествие.

4. Письмо по памяти.

— А вот перед нами домик лесовичка. Лесовик — главный житель волшебного леса. Он следит за порядком в лесу. А сейчас, ребята, давайте, объясним, как правильно пишется его имя. (Дети объясняют правописание слова Лесовик.) Задание Лесовичка очень трудное, но я думаю, что мы сможем с ним справиться. Для того, чтобы выполнить это задание, необходимо знать алфавит. Кто из вас, дети, сможет расшифровать предложение, записанное цифрами? Цифра соответствует номеру по порядку буквы в алфавите.

На доске — запись:

13, 6, 9 — 15, 1, 26, 6

2, 16, 4, 1, 20, 19, 20, 3, 16

Ученики сопоставляют цифру с буквой алфавита и составляют предложение (1, 2 слова — коллективно, 3 — самостоятельно).

Лес — наше богатство.

(Группа Б работает с опорой на алфавит.)

— Объясните смысл предложения. (Ответы детей.)

— Запишите предложение себе в тетрадь (письмо по памяти, проверка).

— Ребята, мы хорошо поработали с вами. Пора нам отдохнуть. Весёлые попрыгуньи — белочки — приглашают нас присоединиться к их физкультминутке.

5. Физкультминутка.

Шёл охотник по лесу —

Топ, топ, топ...

И увидел уточку —

Хлоп, хлоп, хлоп...

Утка полетела

И тихонько села.

Руки вверх подняли,

Пальцы сосчитали.

Слева пять и справа пять —

Начинаем всё опять.

6. Работа с учебником.

— Дети, вы слышите, кто­то плачет? Да это же Незнайка! Как он оказался в лесу? Он гулял в лесу и заблудился. Мудрая Сова пообещала Незнайке проводить его домой, если он выполнит её задание. Но Незнайка не знает правил и не может справиться с заданием.

Упражнение 97, С. 41.

(На доске — рисунок зайца.)

Устный разбор упражнения. Подбор проверочных слов. Переписать текст, вставляя пропущенные буквы, подчеркнуть орфограммы. (Группа А — выделить корень в словах с пропущенными буквами.) Взаимопроверка.

Учитель проверяет пять тетрадей, выставляет оценки.

— Вот мы и помогли Незнайке, теперь Сова покажет ему дорогу домой.

Наши пальчики устали после письма. Им нужно отдохнуть.

7. «Пальчиковые игры».

  Одновременно сжимаем и разжимаем пальцы рук;

  поочерёдно сжимаем и разжимаем пальцы рук;

  поочерёдно касаемся каждым пальчиком большого пальца.

— А сейчас присядем на полянке и поработаем в парах.

8. Работа в парах.

На карточках записаны слова по парам: проверяемые и проверочные. Первый ученик называет слово так, как оно слышится (орфоэпически), а второй должен назвать орфограмму, проверочное слово и проговорить слово орфографически. Первый ученик контролирует правильность ответа по карточке. Затем ученики меняются ролями (2й вариант карточек).

1 вариант

Л…СНОЙ — ЛЕС

ТР…ПИНКА — ТРОПЫ

З…ЛЁНЫЙ — ЗЕЛЕНЬ

2 вариант

Д…РЕВЬЯ — ДЕРЕВО

ПРИВ…ДЁТ — ВЁЛ

Л…СТОЧКИ — ЛИСТ

Записать слова в тетрадь, выделить корень в словах.

Группа А — дописать два слова с безударной гласной в корне с проверочным словами.

9. Словарная работа.

— Молодцы, дети! Давайте продолжим наше путешествие. Мы подошли к «Поляне Загадок». Жители поляны загадок хотят загадать вам загадки, и проверить, сможете ли вы правильно написать отгадки. Итак, внимание.

  Стоят в поле сестрицы: платья белены, шапочки — зелены. (Берёзы)

— Ребята, как вы догадались, что это загадка о берёзе?

  Красна, сочна, душиста, растёт низко, к земле близко. (Земляника)

  В костяном горшочке каша сладенькая на солнце варилась. Не разбив горшочка, не съешь кашки. (Орех)

  Какое дерево без ветра шумит, никто не пугает, а она всё дрожит? (Осина)

  Круглое, румяное, я расту на ветке. Любят меня взрослые и маленькие детки. (Яблоко)

После отгадывания каждой загадки учитель показывает соответствующий рисунок: берёза, земляника, орех, осина, яблоко.

Дети записывают отгадки самостоятельно.

10.       Самостоятельная работа.

— Что вы можете сказать о словах-отгадках, можно ли проверить их написание? Проверьте, правильно ли вы написали отгадки по своим карточкам со словарными словами.

— Мы подошли с вами к берегу лесного озера «Орфография». Давайте остановимся у озера и полюбуемся его красотой.

А вот и новое задание лесных жителей. Нам необходимо восстановить текст, вставляя в слова пропущенные буквы.

Запись на доске:

Мы живём в л_сном краю. Л_са нужно охр_нять. Они оч_щают воздух.

— Какие буквы пропущены? (Пропущены безударные гласные в корне слова. Дети подбирают проверочные слова, объясняют написание слов.)

Учитель закрывает доску. Группа А пишет текст под диктовку (зрительно-слуховой диктант), группа Б переписывает этот текст с индивидуальных карточек, вставляя пропущенные буквы.

Проверка — запись на доске. Учитель проверяет и оценивает пять работ.

Лесном — разбор по составу. Группа А — самостоятельно, группа Б — с опорой на памятку.

— Ребята, а как следует охранять лес?

Ответы детей.

  Не сорить в лесу.

  Не шуметь, не разорять гнёзда птиц.

  Не жечь костры в лесу.

  Не ломать ветки деревьев.

  Не вырывать с корнями цветы.

— Наше путешествие в лес закончилось.

11.       Устное словесное рисование.

— А сейчас закройте глазки, послушайте музыку («Голоса леса»), откройте глазки и представьте лес, в котором мы с вами побывали.

Расскажите о лесе, в котором мы побывали. Лучшие предложения мы запишем в тетрадь.

(Рассказы детей.)

12.       Комментированное письмо.

Комментированное письмо (запись 2–3 лучших предложений о лесе). Учитель оценивает двух учеников.

— Молодцы, ребята, вы отлично поработали на уроке! За это Лесовичок передал нам конверт с интересными сообщениями о растениях и животных леса.

IV. Домашнее задание

Упражнение 120** (группа А), повторить правило (С. 41).

Упражнение 120* (группа Б), повторить правило (С. 41).

V. Итог урока

— Чем занимались во время путешествия?

— Какое правило повторили?

Приложение

Письмо Лесовичка

Знаете ли вы, ребята, что из леса получают продукцию более 20 тысяч наименований: пищевые продукты, витамины, строительные материалы, сырье для химии, корм для скота, лечебный воздух...

Один гектар березового леса испаряет 47 тысяч литров воды в день. Это и очищение воды, и увлажнение воздуха, и будущие дожди. Береза дает человеку много лекарственных продуктов. Но не забудьте, что одна большая береза, поврежденная топором, может потерять за весну до 200 литров сока.

Дубы достигают 40–50 метров высоты, 100–150 сантиметров в диаметре. Живут 500–1000 лет.

А разве можно представить лесную полянку без насекомых?

Муравьи только одного крупного муравейника за лето уничтожают около 100 тысяч насекомых. Гектар леса, охраняемый 4–5 муравейниками, абсолютно чист от вредителей.

Трудно представить лес без больших и малых зверей.

Беличий склад может содержать до нескольких килограммов вкусной еды, но его нельзя разорять, иначе в стужу, белка останется без корма.

У взрослого ежа до 16 тысяч колючек длиной до 2–3 сантиметров. Ежи живут на земле уже 50 млн лет. Ежи уничтожают немало насекомых, лесных мышей и других вредных грызунов. Они не бояться даже ядовитых гадюк.

Берегите лес, его обитателей, и вы сохраните красоту земли.

Литература

1. Начальная школа.— 2003.— № 7.— С. 56.

2. Рождественский Н. С. Методика грамматики и орфографии в начальных классах. — М., 1979.

3. Малыхина Е. В. Русский язык: Учеб. для 3 кл.

Відгуки читачів