Тема моральной ответственности учёного за своё открытие в романе А. Р. Беляева «Человек-амфибия». 8-й класс

 

В. Н. Назарова, г. Ровеньки, Луганская обл.


 

Цели: работая над ІІІ и ІV частями романа, показать нравственные ценности героев произведения, моральную ответственность ученого за своё открытие; учить объяснять мотивы поступков героев, умению делать выводы, вести диспут, комментировать прочитанное; развивать умение отстаивать свою точку зрения, давать оценку поступкам героев, наблюдательность во время чтения отрывков романа; воспитывать доброту, милосердие, чувство ответственности за свои поступки.

 

Оборудование: портрет А. Р. Беляева, выставка книг писателя, роман «Человек-амфибия», иллюстрации к произведению, таблицы, толковый словарь С. И. Ожегова.

 

Что же сделал я за пакость,

Я убийца и злодей?

Я весь мир заставил плакать

Над красой земли моей.

Но и так, почти у гроба,

Верю я, придет пора,

Силу подлости и злобы

Одолеет дух добра.

Б. Пастернак

 

Ход урока

 

І. Актуализация опорных знаний

 

Вопросы к учащимся

1) Кто из героев романа вызывает у вас симпатию и антипатию? Почему?

2) Какие перемены произошли в юноше с тех пор, как он повстречал Гуттиэре? О чем он думал? («Ему хотелось быть одному, прийти в себя от новых впечатлений, разобраться во всем, что он узнал и увидел»; «впервые он задумался над тем, почему он не такой, как все,— чуждый морю и земле»; «он стал скрытным», «он потерял покой»; «он плохо знал людей»)

 

ІІ. Мотивация учебной деятельности школьников

 

Работа с эпиграфом

• Прочитайте эпиграф к уроку. Подумайте над содержанием строчек, написанных поэтом ХХ века Б. Л. Пастернаком. Кому из героев романа можно адресовать эти строки? Почему вы так думаете?

 

ІІІ. Объявление темы, целей урока

 

IV. Восприятие учащимися учебного материала

 

1. Вопросы к учащимся

1) Что предпринял Зурита, чтобы поймать «морского дьявола»?

2) С какой целью ездил в Буэнос-Айрес Бальтазар?

3) Какая новая загадка встала перед Зуритой и Бальтазаром после того, как они побывали на дне моря?

4) Что увидел Зурита при осмотре окрестностей?

 

2. Инсценирование диалога между Зуритой и Бальтазаром (домашнее задание)

(Двое подготовленных учащихся инсценируют отрывок из главы «Доктор Сальватор».)

Зурита. Ты знаешь, кто живет в крепости над заливом?

Бальтазар. Знаю, я спрашивал уже об этом индейцев, работающих на фермах. Там живет доктор Сальватор.

Зурита. Кто же он, этот Сальватор?

Бальтазар. Бог.

Зурита. Ты шутишь, Бальтазар?

Бальтазар. Я говорю то, о чем слышал. Многие индейцы называют Сальватора божеством, спасителем.

Зурита. От чего же он спасает их?

Бальтазар. От смерти. Они говорят, что он всесилен. Сальватор может творить чудеса. Он держит в своих пальцах жизнь и смерть. Хромым он делает новые ноги, живые ноги, слепым дает зоркие, как у орла, глаза и даже воскрешает из мертвых.

Зурита. Проклятие! В заливе — морской дьявол, над заливом — бог. Не думаешь ли ты, Бальтазар, что дьявол и бог могут помогать друг другу?

Бальтазар. Я думаю, что нам следовало бы убраться отсюда как можно скорее, пока ещё наши мозги не свернулись, как скисшее молоко от всех этих чудес.

 

3. Беседа с учащимися (после инсценирования)

1) Кто жил в крепости над заливом?

2) Почему индейцы называли Сальватора богом?

3) Как к этому отнёсся Зурита?

4) Как правильнее (и можно ли вообще назвать) Сальватора богочеловеком или человекобогом?

 

4. Словарная работа

Богочеловек — праведник, в чем-то напоминающий Бога.

Человекобог — человек, возомнивший себя Богом, взявший на себя миссию вершить судьбы людей.

Амфибия — земноводное животное.

Вивисекция — вскрытие живого организма в целях его изучения.

Фемида — у древних греков богиня правосудия, справедливости.

 

5. Работа в группах

Комментарий. Класс объединяется в группы, каждая группа представляет собой ученых и должна подготовить диссертацию и защитить её. Избирается Ученый Совет из 3-х человек (в него должен войти и учитель), который должен после защиты диссертаций присудить ученые степени (кандидаты наук — 8, 9 баллов, доценты — 10 баллов, доктора наук — 11,12 баллов).

 

Задания группам

Первая группанаходит в романе отрывок о том, что узнал Зурита о профессоре Сальваторе, готовит выразительное чтение отрывка и делает вывод.

Вторая группасоставляет портрет профессора Сальватора.

 

Прогнозируемый ответ

Это был высокий, широкоплечий, смуглый человек. Карие холодные глаза были обрамлены черными бровями и ресницами, большой нос с горбинкой, несколько выдающийся острый подбородок, плотно сжатые губы, придававшие лицу жесткое и даже хищное выражение. На голове доктора не было ни одного волоска, он постоянно брил голову. Кожа на голове загорела так же сильно, как и на лице. Но самыми запоминающимися были пальцы Сальватора: длинные, необычайно подвижные. Казалось, они могли сгибаться в суставах не только вниз, но и вбок и даже вверх.

Третья группасоставляет и записывает на доске режим дня профессора и делает вывод об отношении Сальватора к науке.

 

Прогнозируемый ответ

Режим дня профессора

7.00 — 9.00 — прием больных индейцев

9.00 — 11.00 — операции

11.00 — до вечера — занятия научными опытами в своей лаборатории.

 

Вывод. Для профессора Сальватора главным в жизни была наука, к своим научным опытам он относился серьезно. Он не хотел обнародовать свои открытия, потому что знал, что не пришло его время и люди могут не понять и осудить его. Поэтому он сохранял все свои открытия в тайне. Доктор был неудержим в своей работе, любил её. Сальватор и Ихтиандра любил как свой самый удачный научный эксперимент, несмотря на то, что был к нему привязан и относился к юноше по-отцовски.

Четвертая группа находит и зачитывает отрывки о научных исследованиях доктора, проделанных операциях. (Главы «Чудесный сад», «Третья стена», «Человек-амфибия»)

 

Прогнозируемый ответ

Глава «Чудесный сад»

а) От слов «Кристо в испуге прижался к стене…» до слов «Негр опять зашипел…»

б) От слов «Никогда еще Кристо не приходилось видеть столь необычных животных…» до слов «И Кристо снова захотелось бежать отсюда».

 

Глава «Третья стена»

а) От слов «Все, что он видел там, поражало его» до слов «На Кристо все это нагоняло ужас…»

б) От слов «Кроме детей, здесь жили обезьяны» до слов «Кристо подчас не мог решить, настоящие ли это обезьяны или люди…»

 

Глава «Человек-Амфибия»

а) От слов «На дне бассейна сидела большая обезьяна» до слов «Чего только не бывает на свете,— подумал старый индеец»

б) От слов «Это был огромный аквариум — вернее, стеклянный дом на дне моря» до конца главы.

Пятая группа приводит доказательства, кто же такой доктор Сальватор — богочеловек или человекобог?

Шестая группа готовит пересказ отрывка, как Сальватор и Ихтиандр попадают в тюрьму. (Глава «Юридический казус»: от слов «А, и вы, ваше преосвященство, заинтересованы этим делом…» до слов «Епископ начал хмуриться»)

Комментарий. После заслушивания диссертаций, подготовленных группами, Ученый Совет присваивает ученые звания (кандидаты наук, доценты, доктора наук). На столах, где сидят учащиеся, появляются таблички с названиями: «кандидаты наук», «доценты», «доктора наук».

 

6. Вопросы к учащимся

1) Как доктор Сальватор ведет себя, получив на суде слово? Чем вызвано такое поведение?

2) Раскройте смысл едва заметной улыбки Сальватора, взглянувшего на епископа, который сидел в первом ряду?

3) А что вы можете сказать о том, не был ли господин прокурор пациентом доктора?

4) Докажите словами из главы, что профессор был не только гениальный ученый, но и философ, знающий, что человеческая натура несовершенна, что духовное рабство сильно над человеком.

 

7. Ролевая игра

Учитель. А сейчас давайте послушаем самого доктора Сальватора, отказавшегося от адвоката и произнесшего в свою защиту речь на суде.

Учащийся (в роли доктора Сальватора). «Беда не в том, что человек произошел от животного, а в том, что он не перестал быть животным… грубым, злым, неразумным. Мой ученый коллега напрасно пугал вас. Он мог бы не говорить о развитии зародыша. Я не прибегал ни к воздействию на зародыш, ни к скрещиванию животных. Я — хирург. Моим единственным орудием был нож. И как хирургу мне приходилось помогать людям, лечить их. Оперируя больных, я должен был часто производить пересадку тканей, органов, желез. Чтобы усовершенствовать этот метод, я занялся опытами пересадки тканей у животных.

Подолгу наблюдал я оперированных животных у себя в лаборатории, стремясь выяснить, изучить, что происходит с органами, перенесенными на новое, иногда необычное даже место. Когда мои наблюдения кончались, животное переселялось в сад. Так создался у меня это сад-музей. Особенно меня увлекла проблема обмена и пересадки тканей между далеко стоящими животными: например, между рыбами и млекопитающими, и наоборот. И здесь мне удалось достичь того, что ученые считают вообще немыслимым. Что же тут необычного? То, что сделал я сегодня, завтра будут делать рядовые хирурги.

Если бы человек мог жить в воде, то освоение океана, освоение его глубин пошло бы гигантскими шагами. Море перестало бы быть для нас грозной стихией, требующей человеческих жертв. Нам не пришлось бы больше оплакивать утопленников».

 

8. Сообщение о Чарльзе Дарвине

Учитель. В своей речи на суде доктор Сальватор опирался на научные разработки Чарльза Дарвина. Кто же такой Чарльз Дарвин и что он сделал для науки? Послушаем проект, подготовленный учащимися, на тему «Научные открытия Чарльза Дарвина».

(Заслушивается проект.)

 

9. Беседа с элементами диспута

1) Стоило ли доктору Сальватору спасать жизнь индейскому ребенку, превращая его в получеловека, полурыбу? Может быть, таким способом доктор хотел сделать себе имя в научной среде?

2) Должен ли человек нести ответственность за жизнь другого человека?

3) Имел ли доктор Сальватор моральное право превращать индейского мальчика в полурыбу, получеловека?

4) Как вы думаете, всегда ли научные открытия положительно влияют на человека и его здоровье?

5) Можно ли назвать доктора Сальватора добрым человеком?

6) Несёт ли ответственность ученый за своё открытие?

 

V. Итоги урока

Учитель. Итак, сегодня на уроке, работая над содержанием романа А. Р. Беляева «Человек-амфибия», мы попытались раскрыть тему моральной ответственности ученого за своё открытие и утвердились в мысли, что не только ученый, но и просто человек ответственен за судьбу ближнего. Об этом хорошо сказал французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери в своем произведении «Маленький принц»: «…ты навсегда в ответе за всех, кого приручил». Поэтому в конце романа, когда перед профессором стоял выбор, кому помочь первому: ему или Ихтиандру, он не колеблясь ни минуты, решил, что первому необходимо помочь Ихтиандру, т.к. любил его не только как удавшийся научный эксперимент, как лучшую свою работу, но и как сына. Именно поэтому дальнейшая судьба Ихтиандра была не безразлична ему. И он нашел единственно правильное решение, отправив его к своему другу-ученому Арману Вильбуа в Новую Зеландию на остров Туамоту, где Ихтиандр и Арман Вильбуа, объединив свои познания в области океанографии, смогут принести пользу науке и всему человечеству.

Сам же профессор не испытывал никакой вины перед людьми и животными, над которыми производил эксперименты, т. к. был твердо убежден в том, что его труд, пусть не теперь, когда считают его злодеем и называя «гениальным безумцем», а со временем будет оценен потомками.

Это явственно звучит в последних строках эпиграфа

 

…Верю я, придет пора,

Силу подлости и злобы

Одолеет дух добра…

 

VI. Домашнее задание

 

Написать сочинение-миниатюру «Должен ли ученый нести ответственность за свое открытие?», ответить (устно) на вопросы учебника.

Dounload PDF

Відгуки читачів