Станцуй фантазию! Развитие фантазии с помощью игры на занятиях хореографии

 

И. Н. Кириленко, Одесская обл.


 

Мир детской фантазии многообразен и бесконечен. Именно из мечтателей и фантазеров вырастают великие писатели, скульпторы, художники, дизайнеры. Фантазия развивается в младшем школьном возрасте благодаря игре. Именно в игре у детей развивается внимание, восприятие, память, интеллект и воображение. Поэтому любому педагогу нужно относиться к игре очень бережно, ведь она является ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте.

 

 

Давайте разберёмся, что же такое игра и какое значение она имеет для развития фантазии. Игра — это вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Тесно связана со спортом и искусством. Имеет важное значение в воспитании, обучении и развитии детей, как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям.

 

Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается удивительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности. В. А. Сухомлинский

 

С 3-5 лет у детей очень хорошо развита фантазия. Ролевые игры позволяют детям подражать, импровизировать, помогают самовыражаться в танце, развиваясь физически, духовно и эмоционально.

 

Фанта?зия (греч. φαντασ?α — «воображение») — ситуация, представляемая индивидуумом или группой, не соответствующая реальности, но выражающая их желания. Фантазия это импровизация на свободную тему. Фантазировать —значит воображать, сочинять, представлять. То есть жить образами и представлениями.

Фантазия — это необходимый компонент творческой деятельности человека, который выражается в построении образа или наглядной модели её результатов в тех случаях, когда информации об условиях и средствах достижения цели недостаточно.

 

Существует много развивающих творчество игр, отличающихся художественным оформлением, а главное — спецификой детской творческой деятельности.

 

Ролевые игры

Ролевая игра — это способ освоения мира, освоения окружающей действительности и жизненных укладов. Главное в ней — деятельность человека и отношения людей в обществе, семье и т. д. Содержание детской ролевой игры роднит её с игрой театральной, включая ребёнка в сценическое действие. В игре предмет представляется совсем в другом качестве и свойстве: камешки-голышки превращаются в шоколадные конфеты, один ребёнок продавец, а другой — покупатель; для Красной Шапочки, идущей по лесу, верёвка на земле превращается в змею.

 

Импровизированные игры

Импровизация — средство активизации детей. Она раскрепощает, способствует развитию воображения, мышления и творческой активности. Пластическая импровизационная игра это первая проба образного решения этюда. Основная задача участников игры — придумать и изобразить действия в атмосфере предлагаемых обстоятельств.

 

Пример 1

Играет пастушок на дудочке в лесу на полянке, все деревья танцуют.

Музыка: J. Last — The Lonely Sheeperd.

Услышали ежи, решили посмотреть, кто так красиво играет.

Музыка: Е. Наумова — Марш пластилиновых ежиков.

Упражнение: разучиваем ходьбу на носочках.

Следом прилетели птички, бабочки, закружились в танце.

Музыка: Дорога

Упражнение: разучиваем бег на носочках.

А тут и зайки прискакали и на травке стали прыгать плясать.

Музыка: Травушка

Упражнение: прыжки на носочках.

Тут лисы и волки пришли, увидели зайчиков, стали вокруг ходить.

Музыка: Зайка моя.

Упражнение: ходьба на носочках (крадущийся шаг).

Затем лягушки прискакали и предложили в игру поиграть, волков и лис догонять:

Музыка: Е. Наумова — Ква-квафония

Упражнение: используем прыжки « ножнички», можно использовать прыжки demi plié.

Вдруг ветер поднялся, лес зашумел.

Пастушок заиграл в рожок, позвал своих друзей — прибежали козлята, барашки, собачки.

Музыка: С. Путинцев — Пастушок

Упражнение: можно использовать sote.

Спрятались все под деревьями, а когда все стихло, обрадовались и снова начался праздник, все весело плясали, играли, на чудесной полянке в лесу.

Музыка: Е. Наумова —Шарманка

Упражнение: все звери танцуют вместе, повторяя вышеперечисленные движения.

 

Пример 2

В летнем лесу утро, светит солнце, и разные звери приходят на полянку погреться в его ярких, теплых лучах. Каждый приходит под свою музыку. Какие же звери пришли у нас сегодня на поляну? Сейчас мы с вами тихонько подсмотрим.

 

  1. На поляну прискакал заяц (прыжки sote, petit jete).
  2. На поляну прибежал волк (pas glissade).
  3. На поляне прыгают лягушки (pas echappe).
  4. Наполянувышлалиса(pas chasse, rond de jamb par terre).
  5. На поляну прибежали мыши (бег на носочках).
  6. На поляну пришел медведь (может выкатываться кувырком, колесом или выбегать галопом).

 

На основе такой игры я поставила танец «Лесная фотосессия», под музыку «На весёлой солнечной опушке» из мультфильма «Дед Мороз и лето».

На поляну на носочках выбегает ёжик с фотоаппаратом, рассматривает всё вокруг. Устанавливает фотоаппарат, готовится снимать пейзаж, смотрит в объектив, вдруг перед камерой пробегают лисички. Ёжик поднимает голову — никого нет, снова устанавливает фотоаппарат, настраивает его, как перед объективом пробегают зайцы, затем лягушки. Он пытается их прогнать, но у него ничего не получается и он фотографирует зверей пока они танцуют. Потом, увлечённый всеобщим весельем, танцует вместе с ними. В финале общая фотография на память — и все разбегаются, ёжик забирает фотоаппарат и уходит довольный.

 

Игры на превращение

В театре зритель верит в то, во что верит актёр. Сценическое отношение — это умение с помощью веры, воображения и фантазии изменить своё отношение к предмету, месту действия или партнёрами, оправдывая условное превращение.

 

Пример 1

Стояла солнечная погодка. Дул легкий ветерок. На берегу речки, стояла одинокая молоденькая берёзка (упражнение «Берёзка»). Её веточки свисали до самой воды (упражнение «веточка»). По утрам берёзка всегда умывалась и, умываясь, тянулась веточками к яркому солнышку. Птичка-невеличка прилетала рано утром в гости к берёзке, чтобы спеть ей весёлую, озорную песенку (упражнение «Птица»). Шумный кораблик приветствовал её протяжным гудком (упражнение «кораблик»). Берёзка весёлая и довольная качала веточками и благодарила гостей. Её листики трепетали на ветру, поблескивая от воды…

 

Игры на действия с воображаемыми предметами

Эти игры способствуют развитию фантазии и веры в вымысел. Дети силой воображения представляют, как это происходит в жизни, и проделывают необходимые действия.

5. Игры-разминки

Разминка — необходимый компонент начала занятий. Она проводится перед началом репетиции или спектакля и рассчитана на то, чтобы разогреть, «размассировать» творчески аппарат артиста, «настроить» его и ввести в образ. Настройка — коллективный тренинг. Она начинается с упражнений на мышечное внимание. Например, игра «Повторяй за мной». Дети объединяются в две команды и между ними проводится соревнование. Ученик из первой группы показывает какие-то элементы разминки, вторая группа — повторяет движения. Затем меняются ролями: ученик из второй группы показывает, первая — повторяет. Разминка продолжается до тех пор, пока не исчерпается запас упражнений.

 

Этюды

Этюды — разыгрывание сюжета, без предварительной подготовки. В начале игры зачитывается текст этюда, затем дети разыгрывают ситуации.

Работая в играх-этюдах, дети активно развивают умения в области общения, эмоциональной и физической памяти.

 

Пример 1 «Нарисуй пейзаж»

Мы сегодня с вами будем рисовать природу и стихии с помощью элементов танца.

(Звучит музыка Рахманинова, учитель объясняет, что дети должны изображать.)

Учитель. Стоят деревья (дети выходят и замирают на середине зала).

Учитель. Подул ветер (выходят дети, изображают движениями ветер так, как им подскажет фантазия, дети-деревья качаются под музыку).

Учитель. Ветер усиливается (движения детей становятся боле динамичными).

Учитель. Полетели листья (выбегают дети, которые изображают полет листьев).

Учитель. Ветер стихает, и выглядывает солнышко (меняется музыка, выходит ученик, который изображает солнышко).

Учитель. Ветер затих (дети, которые изображают ветер, уходят со сцены), прилетели птицы (на сцене появляются дети, которые изображают птиц).

Учитель. Солнышко садится, птицы засыпают, деревья замирают (дети поочередно заканчивают движения и замирают на сцене).

 

Исследования утверждают, что важнейшее условие успешного руководства творческими играми — умение завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это достигается только в том случае, если педагог относится к игре серьезно, с искренним интересом, понимает замыслы детей, их переживания. Вот так и нам надо относиться к танцевальным играм.

 

Танец с игрушкой

Для занятий по основам хореографии и ритмики полезно использовать игрушки.

Они должны быть красивыми, интересными, и в то же время безопасными и удобными, не слишком большими, чтобы с ними можно было свободно двигаться.

Самые приемлемые в танце игрушки — это куклы, мишки, мячи, зонтики, лошадки. Они не только украсят детские танцы, но и сделают более осмысленным заданное руководителем движение, помогут ребёнку точнее создать образ.

Каждый урок танца может быть игрой, так малышам будет проще запоминать движения и интерес к хореографии не угаснет.

 

В образе

Каждое танцевальное движение можно делать в образе:

  • при наклонах в стороны — «тикать» как часы;
  • при наклонах вперёд — как будто выглядывать в окошко;
  • при вращении головой — изображать колобка, который укатился от бабушки;
  • прыгать как лягушата, зайчики или кузнечики.

Все эти образы помогут, а не помешают, освоить хореографию на базовом уровне. Мы можем сами придумать сюжет, главное, чтобы он был прост, понятен и доступен для детей данного возраста.

 

То, что я слышу, я забываю.

То, что я вижу, я запоминаю.

То, что я делаю сам, я понимаю.

Конфуций

 

В игре дети учатся импровизировать и творчески самореализовываться.

 

Пример 1

Игра «В мире животных» или «Спящий кот и танцующие мышата», в первой дети изображают повадки и привычки животных (один ученик показывает, другие отгадывают), а в другой игре ленивый кот (которого может изображать педагог) мирно посапывает, пока звучит музыка, дети в это время танцуют, но как только музыка замолкает, кот просыпается, а мышата замирают в красивой танцевальной фигуре. Если кто-то зашевелится раньше, чем снова зазвучит музыка, кот забирает его в свой домик.

 

Пример 2 «Ласточки, воробьи и петухи»

Дети становятся в круг или свободно по залу. Каждому образу соответствует своя музыка.

Ласточки летают — дети бегают на носочках и машут руками, как крыльями.

Воробьи — сидят на корточках, клюют воображаемые зернышки, прыгают по залу.

Петухи — важно прохаживаются по залу руки сложены за спиной на манер крыльев.

 

Музыкальная ритмика

С целью облегчить труд педагога-хореографа и помочь детям развить музыкальность, а также научить их понимать ритмические движения, я разработала методику «Музыкальная ритмика» для детей дошкольного возраста. Танцевальные движения в сочетании с простыми музыкальными пропевочками очень помогают ребёнку почувствовать метро-ритм музыкального произведения, сильную долю, тишину (паузы) и окончание танцевального этюда. Что интересно в данной методике, это то, что дети слышат музыку, понимают ее и «пропевают» танцевальные движения, тем самым способствуя развитию пластики, гибкости, танцевальности и созданию гармонии в творческом процессе. Для создания своих пропевочек, я использую любимые и знакомые всем детям стихи Корнея Чуковского, Сергея Михалкова, Валентина Берестова и Агнии Барто. Интересно то, что дети начинают использовать динамические оттенки в музыкальной ритмике, ощущая смысловое движение в стихотворении и в процессе занятий начинают сами импровизировать, добавляя новые, интересные движения.

 

Танцевальные этюды из «Музыкальной ритмики»

(пропевание на музыкальный ритм)

1. «Петушок» из собрания «Детские потешки» для детей 4-летнего возраста

Петушок, петушок,

Золотой гребешок.

Маслена головушка,

Шёлкова бородушка!

Что ты рано встаёшь,

Деткам спать не даёшь?

 

2. «Тили-тили» из собрания «Детские потешки» для детей 4- и 5-летнего возраста

Тили-тили-тили-бом!

Загорелся Кошкин дом.

Кошка выскочила,

Глаза выпучила.

Бежит курица с ведром,

Заливает Кошкин дом.

 

3. «Курица-красавица» стихи К. Чуковского для детей 5-летнего возраста

Курица-красавица у меня жила.

Ах, какая умная курица была!

Шила мне кафтаны, шила сапоги,

Сладкие румяные пекла мне пироги.

А когда управится, сядет у ворот —

Сказочку расскажет, песенку споет.

 

4. «В магазине игрушек» стихи В. Берестова для детей 5- и 6-летнего возраста

Друзей не покупают,

Друзей не продают.

Друзей находят люди,

А также создают.

И только у нас в магазине игрушек,

Огромнейший выбор друзей и подружек!

 

5. «Новогодняя» стихи К. Чуковского для детей 6-летнего возраста

Были бы у ёлочки ножки,

Побежала бы она по дорожке.

Заплясала бы она вместе с нами,

Застучала бы она каблучками.

Закружились бы на ёлочке игрушки —

Разноцветные фонарики, хлопушки.

Завертелись бы на ёлочке флаги

Из пунцовой и серебряной бумаги

Потому что у ворот Постучался Новый Год!

Новый, новый, молодой

С золотою бородой!

 

Также разработаны музыкально-игровые занятия для дошкольников с целью облегчить труд педагога хореографии и помочь детям понять танец и музыку, под которую танцуют.

 

1. «Угадай-ка»

Слышите, как отличаются звуки? Они бывают разной высоты, длины и с разным ритмическим рисунком.

А теперь поиграем в «Угадай мелодию». Какие из музыкальных отрывков напоминают вам пение птиц, движение медведя в чаще, восход солнышка, дождик, лесенку, грустного ослика и т. д.

 

2. «Маленькие фантазии»

Послушайте музыкальный отрывок. Что вы представляете, когда слушаете эту музыку?

Теперь постарайтесь передать свои впечатления через танец.

Дети анализируют и танцуют. Педагог выбирает и называет самые интересные танцевальные зарисовки.

Детское творчество — это своеобразная самостоятельная сфера духовной жизни. В. А. Сухомлинский подчёркивал, что в детском творчестве происходит самовыражение и самоутверждение ребёнка, ярко раскрывается его индивидуальность.

Творчество — не новый предмет исследований, оно всегда привлекало внимание учёных и практиков. Вместе с тем проблема творчества остается одной из самых неразработанных. Анализ современной практики дошкольного и начального образования позволяет говорить о том, что потенциальные возможности детства для развития творчества, не всегда используется полностью. Отсюда следует, что развитие творческого потенциала в игровой деятельности — актуальнейшая проблема современной психологии и педагогики.

 

Литература

  1. Большой толковый словарь русского языка: Ок. 60000 слов / под ред. Д. Н. Ушакова. — М. : ООО «Издательство АСТ» : ООО «Издательство Астрель», 2004. —468 с.
  2. Бекина С. И., Ломова Т. П. Музыка и движение. —М. : Музыка, 1984. — 180 с.
  3. Горшкова Е. В. О музыкально-двигательном творчестве в танце. — М. : Дошкольное воспитание, 1991. — 150 с.
  4. Горшкова Е. В. От жеста к танцу. — М. : Дошкольное воспитание, 2004. — 145 с.
  5. Захаров Р. В. Сочинение танца. — М. : Искусство, 1983. —351 с.
  6. Ерохина О. В. Школа танцев для детей. —Феникс, 2003. —10 с.
  7. Колодницкий Г. А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. — М. : Гном-Пресс, 2000. —61 с.
  8. Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения.
  9. Морозов В. В помощь педагогу-музыканту. —М. : Музыка, 1965. — 18 с.
  10. Пуртова Т. В., Беликова А. Н., Кветная О. В. Учите детей танцевать. —М. : Музыка, 1961. — 10 с.
  11. Руднева С. Е. Ритмика. Музыкальное движение. — М. : Искусство, 1972. — 175 с.
  12. Сагитов С. Методика музыкально-теоретического образования участников коллективов художественной самодеятельности. —М. : Музыка, 1972. — 49 с.
  13. Учебно-методическое пособие для преподавателей танцев и ритмики. —Пермь : Ритмика, 1997.
Dounload PDF

Відгуки читачів