Уроки общения. Общение с «тётеньками» и «дяденьками»

 

Ведущая рубрики Мария Ерёмина


 

В любой группе детей всегда есть более активные «заводилы» и застенчивые дети, которые стесняются заговорить первыми, попроситься участвовать в игре. Почему так бывает? Как помочь застенчивому малышу стать общительнее и раскованнее? Вырастет ваш малыш нелюдимым и нервным или спокойным и наблюдательным —во многом зависит от вас. 

«Пойди, спроси у тёти, который час», —отправляем мы малыша к проходящей мимо женщине. И редкий ребёнок легко выполняет такую просьбу взрослого. Почему? «Это он у нас стесняется», «скромничает», «на людях всегда так» —оправдываются родители. В чём же дело? Отчего даже самые активные и общительные малыши тушуются перед взрослыми? Сразу определимся с тем, что такое поведение не просто нормально, оно вполне закономерно и отвечает особенностям возрастного развития. Вспомните: даже самые маленькие карапузы боятся посторонних людей, выделяя лишь самых близких. Чужой, незнакомый или малознакомый человек, его вид, запах, голос в сознании ребёнка представляют для него опасность. Постепенно, по мере взросления, приходит понимание того, что не всех людей вокруг нужно бояться. И всё же у детей возникает немало проблем в общении не только с совершенно незнакомыми людьми, но и с теми, с кем приходится встречаться довольно часто, например с учительницей или воспитательницей, доктором, продавщицей в магазине, с соседкой по лестничной площадке, тренером или даже с собственной бабушкой, если она живёт отдельно и навещает редко. Для того чтобы научить малыша общаться со взрослыми, полезно играть в сюжетно-ролевые игры. То есть в игры «в школу», «в доктора», «в магазин». Дети в такие игры, конечно же, и так играют, но мы попробуем вложить в них другой смысл. Игру можно выбирать в зависимости от проблемы или просто играть «по списку». Вреда никакого не будет.

Игра «Идём в магазин»

Предложите ребёнку отправиться в магазин. Конечно же, пока вы останетесь дома и всё будет происходить «как будто». Но всё остальное пусть уж будет по-настоящему.

Взрослый: —Давай поиграем «в магазин». За какими покупками ты бы хотел(а) отправиться?

Ребёнок: —За мороженым. И за соком. Можно ещё купить хлеб и булочки.

Взрослый: —Тогда пойдём в супермаркет. Там можно купить всё сразу.

Не забудьте подготовить игрушки, которые будут имитировать нужные товары, и договоритесь с малышом, чем вы замените деньги. Подойдут пуговки, ненужные жетоны или нарисованные деньги.

Пока пусть малыш будет покупателем. Дайте ему «деньги» и на время становитесь продавцом. Разыграйте простой диалог продавца и покупателя, например, вот такой:

Продавец: —Здравствуйте!

Покупатель: —Здравствуйте! Скажите, а у вас есть шоколадное мороженое?

Продавец: —Конечно. Вам большую порцию или маленькую?

Покупатель: —А сколько стоит большая порция?

Продавец: —Пять гривен пятьдесят копеек.

Покупатель: ? Дайте мне, пожалуйста, две порции.

Продавец: —Вот, пожалуйста. Кушайте на здоровье.

Покупатель: —Спасибо большое. До свидания.

Продавец: —До свидания.

Обратите внимание ребёнка на то, что говорить нужно чётко и громко, чтобы продавец в магазине услышал все слова. Потренируйтесь это делать вместе с малышом. А ещё спросите, как нужно говорить с продавцом —вежливо или нет? Ещё раз проговорите все вежливые слова «здравствуйте», «спасибо», «пожалуйста», «до свидания».

А теперь нам нужна… игра наоборот. Назовём её «Я ? продавец».

Весь фокус заключается в том, что мы предлагаем ребёнку стать тем человеком, которого он боится или стесняется.

Взрослый: —А теперь давай поменяемся местами (ролями). Я очень хочу немного побыть покупателем. Будешь продавцом?

Ребёнок: ? Буду!

Взрослый: ? Тогда становись вот сюда. Сейчас я к тебе приду покупать то, что мне очень нужно.

Продавать и покупать можно то же самое, а можно и что-нибудь другое. Нам важно, чтобы ребёнок попробовал говорить от лица продавца, который общается с покупателем. Для того чтобы перенести игру в реальную жизнь, понадобится время. Обязательно берите ребёнка с собой, когда отправляетесь за покупками. В магазине непринуждённо общайтесь с продавцами и кассирами, демонстрируя малышу то, что он уже видел в игре. Не нужно заставлять малыша из-под палки делать какие-то шаги, если он этого не хочет. Наблюдение ? тоже учёба. Рано или поздно ребёнок и сам попросит: «А можно я буду покупать хлеб?». И вот тогда, когда у него возникнет такое побуждение, не забудьте похвалить и поддержать его.

Игра «Доктор» очень похожа на игру «в магазин». Разыграть приём у врача можно точно так же, меняясь ролями с ребёнком.

Игра «К нам идёт Дед Мороз»

Общение с Дедом Морозом —довольно серьёзный камень преткновения для многих детей. Психологи даже выделяют специфический страх Деда Мороза. И дело тут не только в том, что Дед Мороз олицетворяет собой чужого человека. Происходит некое раздвоение образа в головах маленьких детей. С одной стороны, Деду Морозу пишут письма с просьбами о подарках, ждут его с надеждой. С другой стороны, боятся, когда видят реального Дедушку, то есть переодетого актёра. Что же пугает и заставляет ребёнка позабыть все стихи, которые заранее были так старательно выучены? Громкий голос, лицо, скрытое за бородой и усами, ярко накрашенный нос и щёки, и даже блестящий необычный костюм. Без толку уговаривать испугавшегося малыша подойти к Деду Морозу и потрогать его. Наоборот, это делать даже вредно, ведь ребёнок может испугаться ещё сильнее. Так во что будем играть, чтобы научить малыша разговаривать с новогодним гостем? Давайте поиграем в куклы. Возьмём игрушку Деда Мороза и любые другие игрушки —мишку, зайчонка, куклу. Вместе с ними можно разыграть любую известную зимнюю сказку или придумать свою. Важно: куклу Деда Мороза обязательно отдайте ребёнку. Пусть разговаривает басом, зычным голосом. Пусть поздравляет зверюшек. С куклами получилось? Отлично! Теперь возьмём у Деда Мороза интервью. Наденьте куклу на себя и пообщайтесь с ребёнком. Пусть это будет просто живое общение. Спросите, какие малыш любит мультики, ждёт ли Нового года, что хочет получить в подарок.

Дед Мороз: — Я живу на далёком Севере и очень долго еду, чтобы добраться ко всем детям.

Ребёнок: —А что ты любишь кушать?

Дед Мороз: —Люблю мороженое, а ещё халву.

Ребёнок: —А правда, что есть специальная школа, где учат «на Деда Мороза»?

Дед Мороз: —Сначала нужно обязательно закончить обычную школу. Причём учиться только на отлично. А уже потом, чтобы стать самым настоящим Дедом Морозом, нужно поступать в такую школу.

Расспрашивая «Деда Мороза» обо всём на свете, малыш постепенно привыкает к общению.

Когда придёт время общаться с настоящим Дедом Морозом, не торопитесь, наблюдайте за ребёнком, будьте рядом. Если от вас зависит, какого Деда Мороза пригласить, отдайте предпочтение актёру с не слишком громким голосом и не агрессивной манерой ведения праздника.

Игра «Который час?»

Возвращаемся к пресловутому «Скажите, пожалуйста, который час?». Даже взрослые признаются, что не всегда чувствуют себя комфортно, если нужно подойти к незнакомому человеку и завести беседу, или даже задать простой вопрос и выслушать ответ. Для того чтобы у ребёнка это получалось, нужно немного потренироваться. И сделаем мы это снова в игре.

Для начала предложите малышу узнавать время у близких и знакомых. Для этого повторите с ним заранее вот такой диалог:

Ребёнок: —Скажите, пожалуйста, который час?

Взрослый: —Половина восьмого.

Ребёнок: —Спасибо.

Итак, с близкими уже получается. Но не спешите бежать на улицу и требовать от ребёнка, чтобы он узнавал время у незнакомых людей. Просто когда вы будете где-то вместе с малышом, делайте это сами и показывайте ему, как нужно себя вести. Чтобы закрепить «урок», предлагайте ребёнку узнать время у того прохожего, который будет малышу более симпатичен.

Игра «Несколько слов о себе»

Нередко у детей возникают проблемы на самом начальном этапе общения со взрослыми, когда нужно представиться и ответить на несколько вопросов. Для игры вам понадобится игрушечный микрофон или его бутафорская копия. Скажите ребёнку, что сейчас будете брать у него интервью или просто задавать вопросы о нём. Например, такие:

—Как тебя зовут?

—Сколько тебе лет?

—Ты ходишь в детский сад или в школу?

—У тебя есть домашнее животное? Как его зовут?

И так далее. Отвечать нужно в «микрофон», чтобы было интереснее. Потом можете поменяться ролями с малышом. И пусть результат игры вы заметите не сразу, ведь с чужими людьми общаться намного сложнее. Но всё-таки проигрывание подобных диалогов дома, в спокойной обстановке, поможет ребёнку не растеряться и в ситуации, когда нужно ответить незнакомому человеку.

   
Dounload PDF

Відгуки читачів

Залиште перший відгук.

Залишити відгук

Ваше ім'я
E-mail (не публікується)
Відгук
Введіть 1921
 
Догори