В мире противоречий. Занятие с использованием методов ТРИЗ в старшей группе

 

В. В. Горлова, воспитатель-методист, специалист высшей категории, ДУУ № 153 «Дюймовочка», г. Донецк


 

Программное содержание:

·         учить детей мыслить системно с пониманием происходящих процессов, выявлять противоречие свойства предметов и явлений, используя элементы ТРИЗ;

·         развивать творческое воображение;учить рассуждать и перестраивать модели (метод ММЧ), познавая изменения происходящие в природе и в окружающей среде;

·         совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи, используя сказки, рисунки и моделирование «маленькими человечками»;

·         формировать у детей социально-коммуникативную компетенцию.

 

Предварительная работа:

·         чтение сказки Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»;

·         чтение сказки «Красная Шапочка»;

·         моделирование «маленькими человечками» строения окружающих предметов, природных явлений, социальных отношений.

 

Оборудование:

·         комплекты «маленьких человечков» (водные, каменные, твердые, воздушные, веселые и т. д.)

·         ингредиенты для текста (мука, сахар, соль, молоко, мало);

·         мяч;

·         кубики с изображением «маленьких человечков»;

·         конверты с заданиями;

·         морфологический ящик;

·         таблица по сказке;

·         набор геометрических фигур;

·         аудиозапись.

 

Методический комментарий

Суть используемого метода ММЧ (метод маленьких человечков) состоит в том, что нужно представить себе: все, что нас окружает, состоит из множества маленьких человечков.

Почему человечки, а не вещества, микробы, атомы?

Потому что человечки могут думать, производить действия, вести себя по-разному. У них разные характеры и привычки, они подчиняются разным командам. При моделировании можно поставить себя на их место, лучше почувствовать и понять через действие, ощущения и взаимодействия.

 

Ход занятия

Воспитатель. Дети, сегодня мы встречаем гостей.

Как вы думаете, гости — это хорошо или плохо? (Хорошо! Когда приходят гости, весело, мы накрываем праздничный стол, можно пообщаться, поговорить, потанцевать.)

—   А чем это плохо? (Много шума, устаем, мешаем соседям; после гостей приходится убирать, мыть много посуды.)

—   Вы любите приглашать и встречать гостей? Покажите мимикой и жестами, как вы встречаете гостей. (Пальчиковая гимнастика «Мама! Едут гости!»)

—   Конечно, гости должны приходить по приглашению. Но вдруг придут незваные гости? Как вы поступите? (Разные варианты ответов. Среди них: «Мы извинимся перед ними, что не сможем их принять».)

—   Но наши гости сегодня желанные. Как мы можем встретить таких гостей? Что для них приготовить?

—   Испечем для них вкусный пирог! Вот вам человечки. (Воспитатель раздает детям комплекты по методу ММЧ — нарисованных «маленьких человечков».)

—   Что нужно для того, чтобы испечь пирог? (Мука)

—   Какие это человечки? (Твердые)

—   Как они держат руки? (Опущены вниз)

—   Что еще кладут в тесто? (Соль, сахар, яйцо, молоко, масло)

Дети выходят на середину и рассуждают, что когда была только мука, «человечки» держались за руки, но появились другие твердые человечки (соль, сахар), теперь жидкие и твердые человечки уже не могут держать друг друга за руки крепко, но даже если и будут держать, то их легко будет оторвать, они все становятся жидкими.

Дети перемещаются как «маленькие человечки».

—   Тесто перемешали! Что будем делать дальше с пирогом?

—   Ставим пирог в духовку. А пока он печется, поиграем в игру «Вы — маленькие человечки».

Воспитатель называет, дети показывают модель: каменные, воздушные, веселые, деревянные, магнит и т. д.

—   Пирог печется. Что-то вкусно запахло! Что произошло с пирогом? (Появился запах.)

—   А какой это человечек появился? Их много появилось! Почему они такие? (Такие человечки улетают в разные стороны, и их нельзя ничем удержать.)

—   У нас получился пирог! Какой он? (Румяный, душистый, вкусный, мягкий)

—   Вы чувствуете, гости, как пахнет наш пирог?

—   Теперь мы будем наш пирог делить. Дети, станьте в круг! (Воспитатель — с мячом.)

8  Задания

1)    На свой день рождения Пончик пригласил пятеро коротышек. На сколько частей был разрезан пирог, если каждый гость съел по куску, а Пончик съел столько, сколько все гости вместе? (Воспитатель бросает мяч, дети отвечают.)

2)    К бабушке в гости пришли трое внука и одна внучка. На сколько частей надо разрезать пирог?

3)    К ужину за столом собралась семья: папа, мама, три дочери и сын со своим другом. На сколько частей нужно разрезать пирог?

4)    Два медвежонка нашли в лесу пирог. Уселись на траву и начали лакомиться. Один — кусочек, второй — кусочек, и так по очереди скушали весь пирог. Кто съел больше?

5)    Муха-цокотуха пригласила в гости бабочек, кузнечиков, жуков, букашек. На сколько частей надо разрезать пирог?

—   Дети, что у меня в руках?

—   Почему мяч такой толстый и круглый? (Съел витаминку, напился воды, надулся, объелся...)

—   Смоделируйте мяч с помощью вот этих кубиков, на которых изображены уже знакомые вам человечки. (Дети моделируют модели: мяч, мяч лопнул, мяч в луже.)

 —  А сейчас, дети, мы пофантазируем, помечтаем, посочиняем.

Дети объединяются в «семейки».

—   Для каждой семейки — свое задание (Задания в конвертах.)

8  Задания семейкам

1-я семейка. Сочинить сказку, используя морфологический ящик (картинки).

2-я семейка. «Оживи животное». Нарисовать сказочное животное, придумать ему название и рассказать о нем.

3-я семейка. Придумать сказку по таблице «Красная шапочка на Марсе».

4-я семейка. Нарисовать инопланетянина с помощью геометрических фигур.

Дети под спокойную музыку выполняют задания. Воспитатель оказывает необходимую помощь.

После выполнения заданий воспитатель обращается к каждой семейке по очереди. Дети рассказывают о задании и объясняют, как они его выполнили.

8  Вопросы ко 2-й и 4-й семейкам

1)    Какое имя вы придумали?

2)    Кто у него мама?

3)    Какой характер?

4)    Кто у него друзья?

5)    Куда хочет попасть?

6)    Что любит делать?

7)    О чем мечтает?

8)    С кем хочет подружиться?

9)    Что любит больше всего?

—   Дети, мы сегодня встречали гостей, пекли пирог, играли, занимались. Но как можно обойтись без музыки, если к нам пришли гости? Наш подарок гостям — музыкальный оркестр.

Дети мимикой и жестами показывают игру на разных музыкальных инструментах.

—   Спасибо, дети, за ваш труд, а вам, гости,— за ваше внимание.

До свидания!

   
Dounload PDF

Відгуки читачів

Залиште перший відгук.

Залишити відгук

Ваше ім'я
E-mail (не публікується)
Відгук
Введіть 8811
 
Догори