Что может улыбка? Час общения

 

С. Н. Швецова, специалист высшей категории, учитель-методист, ООШ I–III ст. № 16, г. Горловка, Донецкая обл.


 

Цель: познакомить детей с понятием «улыбка»; помочь детям разобраться, почему улыбкой можно похвалить человека и наказать; развивать умение различать доброжелательный и злостный завистливый смех; воспитывать умение улыбаться добродушно, вежливо.

 

Ход мероприятия

 

I.     Организационный момент

Звучит песня «Улыбка». Дети заходят в зал и рассаживаются.

 

II.   Знакомство с темой мероприятия

1.    Беседа об улыбке

—   Здравствуйте, ребята! Сегодня вы слушали песню и улыбались.

—   Когда человек улыбается? (Когда ему хорошо.)

—   Вспомните случай из вашей жизни, когда вы улыбались или смеялись.

—   Сегодня, идя к вам, я наблюдала такую картину: два мальчика не просто улыбались, а хохотали, увидев, как старушка, спешащая куда-то, запуталась в своих сумках и упала. Получается, что ребятам хорошо было в этот момент, или это говорит о другом?

—   Значит, улыбки и смех бывают разные? Какие?

—   Улыбка говорит о том, что человеку хорошо. А если человек смеется над тем, кому плохо, какой на самом деле этот человек? Почему вы так думаете?

—   Вы уже школьники. В школе к вашей учебе относятся по взрослому. Почему? Чем чаще мы видим ваши добрые улыбки, слышим шутки, тем меньше среди нас остается злых, жадных, ленивых людей.

—   Улыбка и смех ходят рядом. Кому мы приветливо улыбаемся, а над кем-то и чем-то умело смеемся. Над кем же мы порой смеемся? (Над лентяями, врунами, грубиянами, жадинами) Послушайте рассказ, в котором мы над чем-то смеемся.

 

III.  Основное содержание работы

 

1.    Слушание и обсуждение рассказа «Про Толю, конфеты и волков»

—   Девочки, у вас йода нет?

—   Нет, а тебе зачем?

Толик скромно опустил голову: «Сейчас два пятиклассника к малышу приставали, хотели книжку отнять. Я одному — раз, другому — два, третьему — три, и палец ушиб».

Девочки удивленно переглянулись: «Но ведь их было двое, а ты третьему...»

—   Потом еще один подбежал. Но это мелочи. Главное — я одного через бедро, другого через колено, третьему под дых, четвертому в нос...

—   Откуда же четвертый взялся?! — перебила его Света.

—   А... что брат первого мимо проходил, семиклассник, ну я ему...

Таня прижала маленькие ручки к щекам: «И тебе не жалко их было?»

—   А чего их жалеть, хулиганов и трусов? Ведь ко мне не один подошел, а целых пятеро!

—   Как пятеро? Четыре было...— улыбнулась Света.

—   Ну да... потом друг второго увидел, как я их отделываю тоже подбежал. А у него собака была! Думал, что я собаки испугаюсь, а я ее за шею приподнял и в кусты забросил! Чего ее бояться? Да я на волков с палкой ходил!

Девочки открыли рты.

—   Да, да! Брал с собой кулек конфет и шел в дремучий лес. Волки вышли голодные, штук пять, окружили меня, сидят и думают кому что достанется. А я бросаю им конфеты, конфеты ведь вкуснее, чем я.

Волки набрасываются на конфеты. Но всем не хватает, их же штук 50.

—   Пять... — решительно поправила Таня.

—   Пять — это сначала, потом прибежали родственники, друзья и конфет, конечно, всем не хватило. Волки стали ссориться, ругаться, кусаться, друг на друга бросаться...

—   Ну, а ты? — улыбка Светы становилась все шире.

—   Я хожу и палкой их, палкой! Десять минут — 100 шкур! Вызываю по телефону машину, отправляю все на фабрику. Потом, конечно, премия, газеты...

Таня хохочет: «Мы только сейчас эту газету читали!»

—   Какую газету? — Толя подозрительно смотрит на девочек.

—   «Переменка» на 44 странице! — девочки еле сдерживаются от смеха.

—   Так в газете только 4 страницы! Издеваетесь! — Толя начинает злиться.

—   Это раньше было 4, а как про твои подвиги узнали...— говорить дальше у Светы нет сил.

—   Хотя бы одну волчью шкуру подарил! — Таня хохочет до слез.

Через секунду девочки с сожалением посмотрели «герою» вслед.

 

—   Над кем мы смеемся в этом рассказе? Среди вас такие есть? (Ответы детей.)

 

2.    Игра «Покажите мимикой»

 

—   А что у вас вызывает смех, когда вы смотрите только на лицо человека? (Мимика) Мимика — это выражение лица с помощью которой мы узнаем очень многое о человеке.

1)    Представьте, что в класс вошел огромный лев. Он идет прямо к вам. Каким в этой ситуации будет выражение вашего лица?

2)    Вбежала мышка...

3)    Влетел попугай...

4)    Вдруг исчез учитель...

5)    Поставили двойку соседу...

6)    Вы получили «двенадцать».

3.    Конкурс на лучший смешной и поучительный случай в вашей жизни

4.    Чтение и обсуждение рассказа «Сегодня — здрасте»

Леша вытолкнул ребят в коридор, расставил их вдоль стены.

—   Витек, ты будешь стоять слева и всем говорить: «Здравствуйте!»

Рослый и медлительный Витя неуверенно произнес: «Здрасте!»

Лешку это приветствие не устроило:

—   Ты что? Одного слова не можешь как следует сказать? Надо громко, вежливо, чтобы все удивились! ТЫ — и вдруг... Повтори.

—   Здравсьтьвуйте, — пролепетал он.— Но я же никогда...

Лешка пришел в ярость!

—   Через пять минут девочки пойдут из столовой, а ты — «Здоасуйте». Ух! Сам с тобой запутался. Повторяй за мной медленное: зд-рав-ст-вуй-те.

—   Зд-рав-сь-вуй-те...

—   Здравствуйте! — Лешка побагровел. Зная его крутой нрав, Витя выпрямился и четко произнес: «Здравствуйте!»

Лешка одобрительно похлопал товарища по плечу. Еще через секунду он давал задание Петру.

—   Становись у самой двери. У тебя будет «Добро пожаловать!» Попробуй.

—   Добро пожаловать! — четко и безразлично оттарабанил Петр.

—   Ты будто к тиграм в клетку приглашаешь! Кто туда пойдет? Если только львы... Ты вежливо укажи на дверь. Улыбнись. Ну, а я здесь. Что же мне говорить? Самое лучшее вам отдал.

—   А ты «До свидания» говори! — предложил Витя.

—   Или «Явились не запылились»! — добавил Петр.

—   Кто же при встрече такое говорит? Засмеют. Учителя могут подойти, а я им — «До свидания». Нет. Придумал. Даже малышей годовалых так приветствуют: «Кто это к нам, у-тю-тю-тю, пришел?» И двумя пальцами тычут.

Витька открыл было рот, но ничего не успел сказать. В конце коридора появились девочки. Сначала они ничего удивительного не заметили. Но перед самым входом в класс мальчишки вдруг затараторили:

—   Здравствуйте!

—   Добро пожаловать!

—   Кто это к нам пришел, у-тю-тю-тю...

Девочки растерялись, а ребята, окончательно войдя в роль, продолжали кивать головами, кланяться и утютюкать. Неожиданно появился запыхавшийся Славик, которого друзья тоже приветствовали зазубренными словами, он был в негодовании.

—   Вы что, совсем заигрались? Все давно на площади, а наших никого нет.

Мишка отстранил его рукой и тяжко вздохнул: «Уйди, Смирнов, у нас по плану — час вежливости. Эх, целый час со всеми здороваться».

Славик свел брови и усиленно думает — до которого часа?

—   До трех.

—   Так ведь уже три!

Ребята мгновенно повернули головы в сторону школьных часов. Славка не обманывал. По коридору пронеслось мощное «Ура!»

—   Кончай вежливость!

—   Даешь футбол!

И неудержимая четверка, сметая все на своем пути, устремилась в раздевалку. Теперь по плану о вежливости можно не думать целый месяц.

 

—   Настоящая ли вежливость была у ребят? Почему?

—   Что бы вы сделали на месте ребят?

—   Можно ли сказать, что вы вежливы всегда?

—   Каких людей называют вежливыми?

—   На уроках культуры общения, русского языка, чтения мы часто употребляем вежливые слова. На уроке внеклассного чтения мы познакомились с творчеством А. Кондратьева. Какие стихи о вежливости у него есть?

 

1-й ученик

За что мы говорим «спасибо»?

За все, что делают для нас.

И мы припомнить не смогли бы,

Кому сказали сколько раз.

 

2-й ученик

Отменить, что ли, слово «пожалуйста»?

Повторяем его поминутно.

Нет, пожалуй, что без «ожалуйста»

Нам становится неуютно.

 

3-й ученик

Простите, я больше не буду

Нечаянно бить посуду

И взрослых перебивать,

И что обещал — забывать.

А если я все же забуду, —

Простите, я больше не буду.

 

4-й ученик

—   Добрый день! — тебе сказали.

—   Добрый день! — ответил ты.

Как две ниточки связали

Теплоты и доброты.

 

5-й ученик

Нам желают: «Доброго пути!» —

Будет легче ехать и идти.

Приведет, конечно, добрый путь

Тоже к доброму чему-нибудь.

6-й ученик

 

—   Здравствуйте! — ты скажешь человеку.

—   Здравствуйте! — улыбнется он в ответ,

И, наверно, не пойдет в аптеку,

И здоровым будет много лет.

 

6.    «Уважайте желания других людей»

—   Иногда кто-то из вас пристает к другим детям и заставляет их делать то, чем они не хотят заниматься. А если ему дают отпор, то зачинщик бежит жаловаться или начинает плакать. Бывали у вас такие ситуации? Как вы выходили из создавшейся ситуации?

—   Послушайте басню С. Михалкова «Хочу бодаться», а затем выскажите свое мнение о поведении Козленка.

 

Это был ужасно приставучий Козленок с крохотными рожками. Делать ему было нечего, вот он и приставал ко всем:

—   Хочу бодаться! Давай бодаться...

—   Отстань от меня! — сказал Индюк и важно отошел в сторону.

—   Давай бодаться! — пристал Козленок к Поросенку.

—   Отвяжись! — ответил Поросенок и зарылся пятачком в землю. Подбежал Козленок к старой Овце:

—   Давай бодаться!

—   Отойди от меня! — попросила Овца.— Оставь меня в покое. Не к лицу мне с тобой бодаться!

—   А я хочу! Давай пободаемся!

Промолчала Овца и сама отошла в сторону.

Увидел Козленок Щенка.

—   А ну! Давай бодаться!

—   Давай! — обрадовался Щенок и больно укусил Козленка за ногу.

—   Постой! — заплакал Козленок — Я хочу бодаться! А ты что делаешь?

—   А я хочу кусаться! — ответил Щенок и еще раз укусил Козленка.

 

Учитель. У поэта А. Усачева есть маленькое стихотворение «Ворона». Не напоминает ли вам ее поведение выходки Козленка?

Ученик

Ворона с балкона стащила горбушку.

И клюнула кошку нахально в макушку.

Теперь за воробышком гонится...

Ворона, да ты же разбойница!

Дети делают вывод, что и Козленок, и Ворона очень невоспитанные персонажи, а еще грубые, нахальные и приставучие.

 

7.    Пословицы о вежливости

—   О вежливости в общении русский народ сложил много пословиц.

—   Ласковое слово и ласковый вид и свирепого зверя к рукам приманивают.

—   И собаку ласково примолвишь, она хвостом вертит.

—   Плохо жить без забот, хуже без ласкового слова.

—   Доброе слово человеку — что дождь в засуху.

—   Ласковое слово и кошке приятно.

—   Без рассуждения не твори суждение.

—   Чужого не ругай, своего не хвали.

—   В гостях что поставят, то и кушай, а хозяина слушай.

—   В чужом доме не указывают.

—   Спорить спорь, а браниться грех.

—   От вежливых слов язык не отсохнет.

 

IV.  Подведение итогов

Учитель. Какие вежливые слова вы знаете? (Ответы детей.)

—   Будьте всегда с людьми вежливыми, добрыми, спокойными, почаще искренне улыбайтесь, и с вами будут общаться и дружить воспитанные и культурные люди.

Dounload PDF

Відгуки читачів