А ви вже оформили передплату на 2019 рік?

Оформити передплату за пільговими цінами

Бажаєте зекономити на передплаті?

Пропонуємо вам стати учасником програми лояльності «120 балів»!

 

Дізнатися більше

Что может улыбка? Час общения

 

С. Н. Швецова, специалист высшей категории, учитель-методист, ООШ I–III ст. № 16, г. Горловка, Донецкая обл.


 

Цель: познакомить детей с понятием «улыбка»; помочь детям разобраться, почему улыбкой можно похвалить человека и наказать; развивать умение различать доброжелательный и злостный завистливый смех; воспитывать умение улыбаться добродушно, вежливо.

 

Ход мероприятия

 

I.     Организационный момент

Звучит песня «Улыбка». Дети заходят в зал и рассаживаются.

 

II.   Знакомство с темой мероприятия

1.    Беседа об улыбке

—   Здравствуйте, ребята! Сегодня вы слушали песню и улыбались.

—   Когда человек улыбается? (Когда ему хорошо.)

—   Вспомните случай из вашей жизни, когда вы улыбались или смеялись.

—   Сегодня, идя к вам, я наблюдала такую картину: два мальчика не просто улыбались, а хохотали, увидев, как старушка, спешащая куда-то, запуталась в своих сумках и упала. Получается, что ребятам хорошо было в этот момент, или это говорит о другом?

—   Значит, улыбки и смех бывают разные? Какие?

—   Улыбка говорит о том, что человеку хорошо. А если человек смеется над тем, кому плохо, какой на самом деле этот человек? Почему вы так думаете?

—   Вы уже школьники. В школе к вашей учебе относятся по взрослому. Почему? Чем чаще мы видим ваши добрые улыбки, слышим шутки, тем меньше среди нас остается злых, жадных, ленивых людей.

—   Улыбка и смех ходят рядом. Кому мы приветливо улыбаемся, а над кем-то и чем-то умело смеемся. Над кем же мы порой смеемся? (Над лентяями, врунами, грубиянами, жадинами) Послушайте рассказ, в котором мы над чем-то смеемся.

 

III.  Основное содержание работы

 

1.    Слушание и обсуждение рассказа «Про Толю, конфеты и волков»

—   Девочки, у вас йода нет?

—   Нет, а тебе зачем?

Толик скромно опустил голову: «Сейчас два пятиклассника к малышу приставали, хотели книжку отнять. Я одному — раз, другому — два, третьему — три, и палец ушиб».

Девочки удивленно переглянулись: «Но ведь их было двое, а ты третьему...»

—   Потом еще один подбежал. Но это мелочи. Главное — я одного через бедро, другого через колено, третьему под дых, четвертому в нос...

—   Откуда же четвертый взялся?! — перебила его Света.

—   А... что брат первого мимо проходил, семиклассник, ну я ему...

Таня прижала маленькие ручки к щекам: «И тебе не жалко их было?»

—   А чего их жалеть, хулиганов и трусов? Ведь ко мне не один подошел, а целых пятеро!

—   Как пятеро? Четыре было...— улыбнулась Света.

—   Ну да... потом друг второго увидел, как я их отделываю тоже подбежал. А у него собака была! Думал, что я собаки испугаюсь, а я ее за шею приподнял и в кусты забросил! Чего ее бояться? Да я на волков с палкой ходил!

Девочки открыли рты.

—   Да, да! Брал с собой кулек конфет и шел в дремучий лес. Волки вышли голодные, штук пять, окружили меня, сидят и думают кому что достанется. А я бросаю им конфеты, конфеты ведь вкуснее, чем я.

Волки набрасываются на конфеты. Но всем не хватает, их же штук 50.

—   Пять... — решительно поправила Таня.

—   Пять — это сначала, потом прибежали родственники, друзья и конфет, конечно, всем не хватило. Волки стали ссориться, ругаться, кусаться, друг на друга бросаться...

—   Ну, а ты? — улыбка Светы становилась все шире.

—   Я хожу и палкой их, палкой! Десять минут — 100 шкур! Вызываю по телефону машину, отправляю все на фабрику. Потом, конечно, премия, газеты...

Таня хохочет: «Мы только сейчас эту газету читали!»

—   Какую газету? — Толя подозрительно смотрит на девочек.

—   «Переменка» на 44 странице! — девочки еле сдерживаются от смеха.

—   Так в газете только 4 страницы! Издеваетесь! — Толя начинает злиться.

—   Это раньше было 4, а как про твои подвиги узнали...— говорить дальше у Светы нет сил.

—   Хотя бы одну волчью шкуру подарил! — Таня хохочет до слез.

Через секунду девочки с сожалением посмотрели «герою» вслед.

 

—   Над кем мы смеемся в этом рассказе? Среди вас такие есть? (Ответы детей.)

 

2.    Игра «Покажите мимикой»

 

—   А что у вас вызывает смех, когда вы смотрите только на лицо человека? (Мимика) Мимика — это выражение лица с помощью которой мы узнаем очень многое о человеке.

1)    Представьте, что в класс вошел огромный лев. Он идет прямо к вам. Каким в этой ситуации будет выражение вашего лица?

2)    Вбежала мышка...

3)    Влетел попугай...

4)    Вдруг исчез учитель...

5)    Поставили двойку соседу...

6)    Вы получили «двенадцать».

3.    Конкурс на лучший смешной и поучительный случай в вашей жизни

4.    Чтение и обсуждение рассказа «Сегодня — здрасте»

Леша вытолкнул ребят в коридор, расставил их вдоль стены.

—   Витек, ты будешь стоять слева и всем говорить: «Здравствуйте!»

Рослый и медлительный Витя неуверенно произнес: «Здрасте!»

Лешку это приветствие не устроило:

—   Ты что? Одного слова не можешь как следует сказать? Надо громко, вежливо, чтобы все удивились! ТЫ — и вдруг... Повтори.

—   Здравсьтьвуйте, — пролепетал он.— Но я же никогда...

Лешка пришел в ярость!

—   Через пять минут девочки пойдут из столовой, а ты — «Здоасуйте». Ух! Сам с тобой запутался. Повторяй за мной медленное: зд-рав-ст-вуй-те.

—   Зд-рав-сь-вуй-те...

—   Здравствуйте! — Лешка побагровел. Зная его крутой нрав, Витя выпрямился и четко произнес: «Здравствуйте!»

Лешка одобрительно похлопал товарища по плечу. Еще через секунду он давал задание Петру.

—   Становись у самой двери. У тебя будет «Добро пожаловать!» Попробуй.

—   Добро пожаловать! — четко и безразлично оттарабанил Петр.

—   Ты будто к тиграм в клетку приглашаешь! Кто туда пойдет? Если только львы... Ты вежливо укажи на дверь. Улыбнись. Ну, а я здесь. Что же мне говорить? Самое лучшее вам отдал.

—   А ты «До свидания» говори! — предложил Витя.

—   Или «Явились не запылились»! — добавил Петр.

—   Кто же при встрече такое говорит? Засмеют. Учителя могут подойти, а я им — «До свидания». Нет. Придумал. Даже малышей годовалых так приветствуют: «Кто это к нам, у-тю-тю-тю, пришел?» И двумя пальцами тычут.

Витька открыл было рот, но ничего не успел сказать. В конце коридора появились девочки. Сначала они ничего удивительного не заметили. Но перед самым входом в класс мальчишки вдруг затараторили:

—   Здравствуйте!

—   Добро пожаловать!

—   Кто это к нам пришел, у-тю-тю-тю...

Девочки растерялись, а ребята, окончательно войдя в роль, продолжали кивать головами, кланяться и утютюкать. Неожиданно появился запыхавшийся Славик, которого друзья тоже приветствовали зазубренными словами, он был в негодовании.

—   Вы что, совсем заигрались? Все давно на площади, а наших никого нет.

Мишка отстранил его рукой и тяжко вздохнул: «Уйди, Смирнов, у нас по плану — час вежливости. Эх, целый час со всеми здороваться».

Славик свел брови и усиленно думает — до которого часа?

—   До трех.

—   Так ведь уже три!

Ребята мгновенно повернули головы в сторону школьных часов. Славка не обманывал. По коридору пронеслось мощное «Ура!»

—   Кончай вежливость!

—   Даешь футбол!

И неудержимая четверка, сметая все на своем пути, устремилась в раздевалку. Теперь по плану о вежливости можно не думать целый месяц.

 

—   Настоящая ли вежливость была у ребят? Почему?

—   Что бы вы сделали на месте ребят?

—   Можно ли сказать, что вы вежливы всегда?

—   Каких людей называют вежливыми?

—   На уроках культуры общения, русского языка, чтения мы часто употребляем вежливые слова. На уроке внеклассного чтения мы познакомились с творчеством А. Кондратьева. Какие стихи о вежливости у него есть?

 

1-й ученик

За что мы говорим «спасибо»?

За все, что делают для нас.

И мы припомнить не смогли бы,

Кому сказали сколько раз.

 

2-й ученик

Отменить, что ли, слово «пожалуйста»?

Повторяем его поминутно.

Нет, пожалуй, что без «ожалуйста»

Нам становится неуютно.

 

3-й ученик

Простите, я больше не буду

Нечаянно бить посуду

И взрослых перебивать,

И что обещал — забывать.

А если я все же забуду, —

Простите, я больше не буду.

 

4-й ученик

—   Добрый день! — тебе сказали.

—   Добрый день! — ответил ты.

Как две ниточки связали

Теплоты и доброты.

 

5-й ученик

Нам желают: «Доброго пути!» —

Будет легче ехать и идти.

Приведет, конечно, добрый путь

Тоже к доброму чему-нибудь.

6-й ученик

 

—   Здравствуйте! — ты скажешь человеку.

—   Здравствуйте! — улыбнется он в ответ,

И, наверно, не пойдет в аптеку,

И здоровым будет много лет.

 

6.    «Уважайте желания других людей»

—   Иногда кто-то из вас пристает к другим детям и заставляет их делать то, чем они не хотят заниматься. А если ему дают отпор, то зачинщик бежит жаловаться или начинает плакать. Бывали у вас такие ситуации? Как вы выходили из создавшейся ситуации?

—   Послушайте басню С. Михалкова «Хочу бодаться», а затем выскажите свое мнение о поведении Козленка.

 

Это был ужасно приставучий Козленок с крохотными рожками. Делать ему было нечего, вот он и приставал ко всем:

—   Хочу бодаться! Давай бодаться...

—   Отстань от меня! — сказал Индюк и важно отошел в сторону.

—   Давай бодаться! — пристал Козленок к Поросенку.

—   Отвяжись! — ответил Поросенок и зарылся пятачком в землю. Подбежал Козленок к старой Овце:

—   Давай бодаться!

—   Отойди от меня! — попросила Овца.— Оставь меня в покое. Не к лицу мне с тобой бодаться!

—   А я хочу! Давай пободаемся!

Промолчала Овца и сама отошла в сторону.

Увидел Козленок Щенка.

—   А ну! Давай бодаться!

—   Давай! — обрадовался Щенок и больно укусил Козленка за ногу.

—   Постой! — заплакал Козленок — Я хочу бодаться! А ты что делаешь?

—   А я хочу кусаться! — ответил Щенок и еще раз укусил Козленка.

 

Учитель. У поэта А. Усачева есть маленькое стихотворение «Ворона». Не напоминает ли вам ее поведение выходки Козленка?

Ученик

Ворона с балкона стащила горбушку.

И клюнула кошку нахально в макушку.

Теперь за воробышком гонится...

Ворона, да ты же разбойница!

Дети делают вывод, что и Козленок, и Ворона очень невоспитанные персонажи, а еще грубые, нахальные и приставучие.

 

7.    Пословицы о вежливости

—   О вежливости в общении русский народ сложил много пословиц.

—   Ласковое слово и ласковый вид и свирепого зверя к рукам приманивают.

—   И собаку ласково примолвишь, она хвостом вертит.

—   Плохо жить без забот, хуже без ласкового слова.

—   Доброе слово человеку — что дождь в засуху.

—   Ласковое слово и кошке приятно.

—   Без рассуждения не твори суждение.

—   Чужого не ругай, своего не хвали.

—   В гостях что поставят, то и кушай, а хозяина слушай.

—   В чужом доме не указывают.

—   Спорить спорь, а браниться грех.

—   От вежливых слов язык не отсохнет.

 

IV.  Подведение итогов

Учитель. Какие вежливые слова вы знаете? (Ответы детей.)

—   Будьте всегда с людьми вежливыми, добрыми, спокойными, почаще искренне улыбайтесь, и с вами будут общаться и дружить воспитанные и культурные люди.

Dounload PDF

Відгуки читачів