Как стать хорошим человеком?

Ведущая рубрики Алёна Емец


 

Наверное, многие взрослые сталкивались с проблемой воспитания собственных (да и не только собственных) детей. Когда будущая мама ещё ожидает появление своего ребёнка, она уже мечтает о том, каким человеком станет новорождённый. И конечно, большинству людей хочется, чтобы вырос хороший человек.
А кто такой хороший человек? Какой он? Именно с этого вопроса стоит начать вечер семейного чтения (кстати, это может быть не только вечер, но и утро, и день - время суток, удобное читателям и слушателям). Задать этот вопрос стоит всем участникам чтения. Обратите внимание, что такие чтения очень хорошо проводить в разновозрастном коллективе - тогда слушатели будут обмениваться разными мнениями, лучше понимать друг друга: это могут быть не только дети разных возрастов, но и бабушки, дедушки, тёти, дяди. И конечно, стоит выслушать всех доброжелательно, чтобы никто не волновался, что он скажет что-то «не то».
После того как все высказались, можно приступать к чтению. Обратите внимание, что ребёнку легче воспринимать произведение, если его читать из тоненькой иллюстрированной книжки: тогда непонятное можно не разъяснять, а просто показать. Важным моментом является эмоциональная атмосфера, которую помогают создать хорошие иллюстраторы. Книгу, которую мы выбрали для сегодняшнего семейного чтения, - М. Зощенко «Самое главное» - в 1968 году проиллюстрировал замечательный художник Генрих Вальк (издательство «Детская литература»). 
Рассмотрев все вместе иллюстрации и выслушав предположения, о чём будет рассказ, прочитайте название произведения - и опять остановитесь. Спросите слушателей: как они думают, о чём будет рассказываться в произведении (в нашем случае - в рассказе Михаила Зощенко «Самое главное»). Сначала вариантов будет немного, но со временем, когда читатели станут более опытными, им поможет и фамилия писателя, и заголовок (Самое главное - для кого? Для взрослого или ребёнка? Что может быть самым главным? А может, речь пойдёт о том, кто самый главный? - Вряд ли, потому что произведение называется «Самое главное», а не «Самый главный»).
И ещё один совет: читая не спешить, чтобы все участники семейного чтения представили всё как можно полнее.
 
Михаил Зощенко
 
САМОЕ ГЛАВНОЕ
 
Жил на свете мальчик Андрюша Рыженький. Это был трусливый мальчик. Он всего боялся. Он боялся собак, коров, гусей, мышей, пауков и даже петухов.
Но наибольше всего он боялся чужих мальчишек.
И мама этого мальчика очень и очень грустила, что у неё такой трусливый сынок.
В одно прекрасное утро мама этого мальчика сказала ему:
- Ах, как плохо, что ты всего боишься! Только храбрые люди хорошо живут на свете. Только они побеждают врагов, тушат пожары и отважно летают на самолётах. И за это все любят храбрых людей. И все их уважают. Дарят им подарки и дают ордена и медали. А трусливых никто не любит. Над ними смеются и потешаются. И от этого у них жизнь бывает плохая, скучная и неинтересная.
Мальчик Андрюша так ответил своей маме:
- С этих пор, мама, я решил быть храбрым человеком.
И с этими словами Андрюша пошёл во двор погулять.
А во дворе мальчишки играли в футбол. 
Мальчишки эти, обыкновенно, задевали Андрюшу. И он их боялся, как огня. И всегда от них убегал. Но сегодня он не убежал. Он крикнул им:
- Эй вы, мальчишки! Сегодня я не боюсь вас!
Мальчишки удивились, что Андрюша так смело им крикнул. И даже сами немножко испугались. И даже один из них, Санька Палочкин, сказал:
- Сегодня Андрюшка Рыженький что-то задумал против нас. Давайте лучше уйдём, а то нам, пожалуй, попадёт от него.
Но мальчишки не ушли. Один дёрнул Андрюшу за нос. Другой сбил ему кепку с головы. Третий мальчик ткнул Андрюшу кулаком. Корче говоря, они немножко побили Андрюшу. И тот, с рёвом, вернулся домой.
И дома, утирая слёзы, Андрюша сказал маме:
- Мама, я сегодня был храбрый, но из этого ничего хорошего не получилось.
Мама сказала:
- Глупый мальчик. Недостаточно быть только храбрым, надо быть ещё сильным. Одной храбростью ничего нельзя сделать.
И тогда Андрюша незаметно от мамы взял бабушкину палку и с этой палкой пошёл во двор. Подумал: «Вот теперь я буду сильней, чем обычно. Теперь я разгоню мальчишек в разные стороны, если они на меня нападут».
Андрюша вышел с палкой во двор. А во дворе мальчишек уже не было. Там гуляла чёрная собака, которой Андрюша всегда боялся.
Размахивая палкой, Андрюша сказал этой собаке:
- Попробуй только залай на меня - получишь по заслугам. Узнаешь, что такое палка, когда она прогуляется по твоей голове.
Собака начала лаять и бросаться на Андрюшу.
Размахивая палкой, Андрюша раза два ударил собаку по голове, но та забежала сзади и немного порвала Андрюшины штаны.
И Андрюша с рёвом побежал домой. А дома, утирая слёзы, Андрюша сказал маме:
- Мама, как же это так? Я сегодня был сильный и храбрый, но из этого ничего хорошего не получилось. Собака разорвала мои штаны и чуть не укусила меня.
Мама сказала:
- Ах ты, глупый мальчонка! Недостаточно быть храбрым и сильным. Надо ещё иметь смекалку. Надо думать и соображать. А ты поступил глупо. Ты размахивал палкой и этим рассердил собаку. Вот за это она и порвала твои штаны. Ты сам виноват.
Андрюша сказал своей маме:
- С этих пор я буду всякий раз думать, когда что-нибудь случится.
И вот Андрюша Рыженький в третий раз вышел погулять. Но во дворе уже не было собаки. И мальчишек тоже не было.
Тогда Андрюша Рыженький вышел на улицу, чтобы посмотреть, где мальчишки.
А мальчишки купались в реке. И Андрюша стал смотреть, как они купаются.
И в этот момент один мальчишка, Санька Палочкин, захлебнулся в воде и стал кричать: 
- Ой, спасите, тону!
А мальчишки испугались, что он тонет, и побежали звать взрослых, чтобы те спасли Саньку.
Андрюша Рыженький крикнул Саньке:
- Погоди тонуть! Я тебя сейчас спасу.
Андрюша хотел броситься в воду, но потом подумал: «Ой, я плохо плаваю, и у меня не хватит силы спасти Саньку. Я поступлю умней: я сяду в лодку и на лодке поплыву к Саньке».
А у самого берега стояла рыбацкая лодка. Андрюша оттолкнул эту лодку от берега и сам вскочил в неё. А в лодке лежали вёсла. Андрюша стал бить этими вёслами по воде. Но у него ничего не вышло: он не умел грести. И течение отнесло рыбацкую лодку на середину реки. И Андрюша от страха стал кричать. А в этот момент по реке плыла другая лодка.
И в этой лодке сидели люди.
Эти люди спасли Саню Палочкина. И, кроме того, эти люди догнали рыбацкую лодку, взяли её на буксир и доставили к берегу.
Андрюша пошёл домой, утирая слёзы, сказал маме:
- Мама, я сегодня был храбрый, я хотел спасти мальчика. Я сегодня был умный, потому что не бросился в воду, а поплыл в лодке. Я сегодня был сильный, потому что оттолкнул тяжёлую лодку от берега и тяжёлыми вёслами колотил по воде. Но у меня ничего не вышло.
Мама сказала:
- Глупый мальчик! Я забыла тебе сказать самое главное. Недостаточно быть храбрым, умным и сильным. Это слишком мало. Надо ещё иметь знания. Надо уметь грести, уметь плавать, ездить верхом на лошади, летать на самолёте. Надо многое знать. Надо знать арифметику и алгебру, химию и геометрию. А для того чтобы всё знать, надо учиться. Кто учится, тот бывает умным. А кто умный, тот должен быть храбрым. А храбрых и умных все любят, потому что они побеждают врагов, тушат пожары, спасают людей и летают на самолётах.
Андрюша сказал:
- С этих пор я буду всему учиться.
И мама сказала:
- Вот и хорошо.
После чтения стоит поговорить о содержании произведения. Можно задать следующие вопросы.
Вспомни, о ком рассказ? (О мальчике) Как звали мальчика?
О чём печалилась мама? Каким решил стать Андрюша?
Каким он хотел быть, встречаясь с мальчишками? О чём не знал?
Когда Андрюша встретился с собакой, у него опять ничего не вышло. Почему?
Как поступил Андрюша, когда увидел, что мальчик попал в беду?
Что же самое главное для девочек и мальчиков?
Кто помогал Андрюше узнать самое главное?
Пусть вас не пугает ситуация, если ребёнок не сможет сразу ответить на какой-то вопрос. Это совершенно нормально, пройдёт время - и у него всё получится. Для этого вы с ним и занимаетесь. Чтобы помочь ребёнку, перечитайте ещё раз произведение или ту часть, в которой содержится ответ на вопрос. Хорошим вариантом также является образец ответа, когда вы показываете, как вы размышляете или как ищете ответ в книге.
После того как ответы на вопросы найдены, можно переходить к следующему заданию, которое связано с пересказом произведения. Выполнять это задание стоит после повторного чтения произведения (возможно, даже неоднократного). Кстати, выполнять все задания можно и нужно не за один вечер, а на протяжении нескольких.
Пересказ должен быть как-то мотивирован. Например, рассказать интересный рассказ, который твой друг (сестра, бабушка, игрушка) не слышал.
Пересказывайте произведение вместе. Сначала пересказывает взрослый - он показывает, как надо делать. Затем пересказывают вместе: взрослый говорит основную часть текста, а ребёнок добавляет лишь отдельные слова.
Жил был мальчик, которого звали …  . Он был очень … . Он боялся …, но больше всего … . Поэтому его мама очень … .
Однажды мама объяснила своему сыну, как хорошо быть … . У храброго человека интересная жизнь, а у трусливого… Сын решил исправиться и стать … .
Но мальчики его опять обидели, они его … . Тогда мама сказала: «Мало быть храбрым, нужно ещё быть … .
Тогда Андрюша взял … и пошёл во двор. Там была собака, которая разозлилась и немного … мальчика. Тогда мама сказала: «Мало быть сильным, нужно ещё иметь смекалку, думать и соображать.
Когда Андрюша пошёл на речку, он увидел, что один мальчик тонет. Андрюша плохо плавал. Он подумал, что может …, и поэтому побежал к лодке. Но не умел … и только колотил вёслами по воде, поэтому его течением унесло на середину реки. Взрослые прибежали и спасли и тонущего мальчика и … . И тут мама сказала, что самое главное - это не только быть храбрым, сильным и умным. Нужно ещё много …  . Тогда всё получится.
При повторном пересказе можно воспользоваться опорными рисунками, которые помогут вспомнить основные эпизоды рассказа.
 
1) схематическое изображение мамы;
2) схематическое изображение мальчика;
3) мальчики во дворе;
4) собака и палка;
5) лодка;
6) книга.
Если эти рисунки сделать на отдельных карточках, то можно не только пересказывать, но и поиграть в игру «Расставь по порядку» (то есть так, как было в произведении).
Когда произведение уже хорошо знакомо ребёнку, можно предложить ему поиграть в литературные игры. Например:
«Чьи это слова?»
«Ах, как плохо, что ты всего боишься!» (Мама Андрюши)
«Сегодня Андрюшка Рыженький что-то задумал против нас». (Санька Палочкин)
«Эй вы, мальчишки! Сегодня я не боюсь вас!» (Андрюша Рыженький)
«А для того чтобы всё знать, надо учиться. Кто учится, тот бывает умным». (Мама Андрюши).
«Погоди тонуть! Я тебя сейчас спасу». (Андрюша Рыженький)
Игру можно постепенно усложнять, уточняя задание, например: «Кто и кому так говорил в рассказе?» или «Кто так говорил и почему?».
Разговор о хороших людях можно продолжить чтением произведений В. Осеевой «Хорошее», «Сыновья» и др.
Валентина Осеева
 
ХОРОШЕЕ
 
Проснулся Юрик утром. Посмотрел в окно. Солнце светит. Денёк хороший. И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать.
Вот сидит он и думает: «Что, если б моя сестрёнка тонула, а я бы её спас!»
А сестрёнка тут как тут:
- Погуляй со мной, Юра!
- Уходи, не мешай думать!
Обиделась сестрёнка, отошла. А Юра думает: «Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил!»
А няня тут как тут:
- Убери посуду, Юрочка.
- Убери сама - некогда мне!
Покачала головой няня. А Юра опять думает: «Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил!»
А Трезорка тут как тут. Хвостом виляет: «Дай мне попить, Юра!»
- Пошёл вон! Не мешай думать!
Закрыл Трезорка пасть, полез в кусты.
А Юра к маме пошёл:
- Что бы мне такое хорошее сделать?
Погладила мама Юру по голове:
- Погуляй с сестрёнкой, помоги няне посуду убрать, дай водички Трезору.
Вопросы по содержанию:
1. О ком рассказывается в произведении? Как его зовут?
2. Что мальчик хотел сделать хорошего для сестры? Сделал? Почему сестричка обиделась на него?
3. Что мальчик хотел сделать хорошего для няни? Сделал? Почему няня покачала головой, была недовольна?
4. Что мальчик хотел сделать хорошего для собаки Трезорки? Сделал? Почему Трезорка на него обиделся и полез в кусты?
5. Юра хотел сделать только что-то необыкновенное, героическое, а обычные добрые дела делать ему не хотелось. Как ты думаешь - почему?
6. Как ты думаешь, что нужно делать, чтобы стать хорошим человеком?
Хорошим заданием для развития ребёнка и осознания им произведения является разыгрывание произведения. В данной ситуации лучше использовать не драматизацию, когда ребёнок играет роль главного героя (и отождествляет себя с ним), а простейший театр на столе. Для этого понадобятся рисунки героев.
 
Помощь взрослого нужна не только на этапе подготовки (вырезание, прикрепление на подставки изображение героев), но и во время разыгрывания представления, потому что ребёнку ещё трудно сразу выразительно проинтонировать разных героев.
Валентина Осеева
СЫНОВЬЯ
Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел. Вот говорит одна женщина другой:
- Мой сынок ловок да силён, никто с ним не сладит.
- А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, - говорит другая.
А третья молчит.
- Что же ты про своего сына не скажешь? - спрашивают её соседки.
- Что ж сказать? - говорит женщина. - Ничего в нём особенного нет.
Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок - за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.
Вдруг навстречу три мальчика выбегают.
Один через голову кувыркается, колесом ходит - любуются им женщины.
Другой песню поёт, соловьём заливается - заслушались его женщины.
А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.
Спрашивают женщины старичка:
- Ну что? Каковы наши сыновья?
- А где же они? - отвечает старик. - Я только одного сына вижу!
Вопросы по содержанию:
1. Кто встретился у колодца?
2. Чем был хорош сын первой женщины?
3. Что умел делать сын второй женщины?
4. Что сказала про своего сына третья?
5. Как повели себя мальчики, когда выбежали на улицу и увидели своих матерей?
6. Почему старик сказал, что видит только одного сына? Может, он хотел сказать, что видит только одного хорошего, заботливого сына?
Конечно же, проблема становления хорошего человека чтением одних только произведений не решается. Для того чтобы ребёнок действительно стал таким, нужно ещё много чего сделать: и показывать личный пример, и рассматривать разные ситуации, возникающие в окружении ребёнка, беседовать, объяснять. Тогда заложенные в произведении мысли постепенно сроднятся с ребёнком, станут понятными и важными.
 
До новой встречи в читальном зале!
 
Dounload PDF

Відгуки читачів

Залиште перший відгук.

Залишити відгук

Ваше ім'я
E-mail (не публікується)
Відгук
Введіть 6498
 
Догори