А ви вже оформили передплату на 2019 рік?

Оформити передплату за пільговими цінами

Бажаєте зекономити на передплаті?

Пропонуємо вам стати учасником програми лояльності «120 балів»!

 

Дізнатися більше

Мы едем, едем, едем…

Ведущая рубрики Алёна Емец, кандидат педагогических наук, доцент


 

В предыдущих номерах журнала мы начали разговор о литературе, которая интересует, главным образом, мальчиков - о транспорте. Но материала оказалось так много, что в рамках одной статьи всё рассмотреть не удалось. Поэтому в данной статье мы продолжим разговор о различных видах транспорта.
 
Прежде чем мы начнём наш рассказ, отгадайте загадку В. Лунина.
Червяк земляной
По туннелю ползёт,
Тебя и меня
Под землею везёт.
 
Наверное, вы догадались, что это поезд в метро. Мы поговорим о метро, метрополитене.
Несмотря на то, что первая в мире линия метрополитена появилась довольно давно (в 1863 году в Лондоне), произведений для детей о метро не так уж и много.
Что такое метро, метрополитен? Это городская железная дорога с маршрутными поездами для перевозки пассажиров. Само слово «метрополитен» (от греческого «метрополис» - главный город, столичный) говорит о том, что этот вид транспорта связан с крупными городами, поскольку является довольно затратным.
Интересно, но метро далеко не всегда подземный вид транспорта. Так уж сложилось, что метрополитен на территории бывшего Советского Союза в основном спрятан под землю, поэтому мы чаще всего ассоциируем его с передвижением под землёй, хотя он бывает и наземным.
Современный метрополитен - сложный комплекс различных технических систем, работающих слаженно, чётко и быстро. Для того чтобы грамотно рассказать о них, стоит обратиться к профессионалам. Таковым является Владимир Соловьёв, автор книги «Сто историй о подземном городе». Вот, например, отрывок из этой книги:
«У метростроевцев особый язык.
В комнате у всех у нас потолок - это потолок, всем ясно пол - пол. А в тоннеле потолок называют СВОДОМ, а пол - ЛОТКОМ.
… В каждом тоннеле есть ЗАТВОР. Это стальные полуметровой толщины ворота на случай аварии. Они перегораживают тоннель поперёк и с помощью резиновых прокладок накрепко присасываются к стенкам. Сквозь них даже воздух не может проникнуть…
... Многие думают, наверное, что электрический ток в метро идёт по двум рельсам и стоит человеку коснуться обоих сразу, его тут же током убьёт. Неверно. Ни в одном из двух открытых нашему глазу рельсов тока нет!
Ток идёт по третьему рельсу. Мы этот рельс не видим, потому что он проходит под краем платформы и тщательно изолирован фарфором и деревянным коробом.
Ток третьего рельса как бы ждёт распоряжения водителя. Только вышел поезд из депо - сильными пружинами железный башмак прижался к третьему рельсу. Через него электрический ток… проник в электрические моторы. Поезд тронулся».
 
Почему в метро поезда идут плавно, почти бесшумно, в отличие от наземных электричек? «Дело в том, что железнодорожные рельсы неплотно прилегают один к другому. Между ними есть зазор - свободное пространство. Оно обязательно. Ведь рельсы на открытом воздухе. На солнцепеке от нагрева они растягиваются, в сильный мороз - сжимаются. Не будь свободного пространства, рельсы просто-напросто лопнут…
А в метро температура постоянная. … Поэтому рельсы в метро плотно укладывают друг к другу, без всякого зазора».
 
Чтобы доступно и интересно рассказать дошкольнику о метро, можно обратиться к книге Бориса Житкова «Что я видел». Первым слушателем и критиком отдельных глав стал настоящий почемучка - сосед писателя - Алёша, которому, как писал автор, «объясни метро - мозги вывихнешь». Алёша стал главным героем книги Житкова, которая вышла в 1939 году. Метрополитену в книге посвящено две небольшие главы «Как под землёй ездят» и «Как я ездил в метро». Мальчик с родителями переезжает в Москву, путешествует по городу и знакомится с метрополитеном.
«Мы с мамой посмотрели на пожарных и на трамваи, которые без рельсов ходят, а прямо по асфальту.
Мама сказала, что такие трамваи называются троллейбусы…
А мама говорит:
- Тут и под землёй трамваи ходят.
А я сказал:
- Под землёй нет, там земля.
А мама говорит:
- А ты в погреб ходил? А погреб тоже под землёй. А в Москве большой-большой погреб вырыли. Длинный-длинный. И с одной стороны вход, и с другой стороны вход. А в этом погребе положили рельсы и пустили трамвай. Он от одного входа до другого бегает. В один вход люди войдут, на трамвай сядут. Он побежит под землёй и добежит до другого входа. А там лестница. Люди из трамвая выйдут и пойдут по лестнице наверх и выйдут на улицу…»
Как Алёша Почемучка ни побаивался, они с мамой всё-таки купили билет и вошли.
«Я думал - сейчас земля начнётся и будет погреб. Тогда я не пойду и начну плакать, и мама всё равно назад пойдёт. А там земли не было, а был коридор. Только очень широкий и очень белый.
Электричество горит, лампы большие, и много-много, и стенки блестят. А пол каменный, жёлтенький и тоже очень гладкий. А земли никакой нет.
А потом все пошли к лестницам. И когда мы с мамой подошли, мама стала и забоялась. Там пол бежит вперёд, прямо на лестницу. Один дядя шагнул на этот пол; только стал, так и поехал».
Так и состоялось знакомство с метро.
Московский метрополитен был запущен в 1935 году, а за три года до этого, в 1932, вышло стихотворение Елизаветы Тараховской «Метрополитен» (в дальнейшем переименовано в «Метро»). Стихотворение, несмотря на свой «почтенный» возраст, и сейчас хорошо воспринимается детьми.
 
Ждать трамвая?
Не желаю!
На автобус не сажусь!
Лучше сяду на метро я:
На метро быстрее втрое
Я до школы доберусь!..
 
К метро, как и всякому новшеству, нужно было привыкнуть. Иногда случались казусы, один из которых описан в юмористическом рассказе Н. Носова «Метро» (опубликован в 1940 году). В произведении рассказывается о том, как мальчики приехали в гости в Москву и отправились покататься на метро.
«Пришли мы на станцию, спустились по лестнице и поехали под землёй. Сначала показалось страшно, а потом ничего, интересно. Проехали две остановки, вылезли.
«Осмотрим, - думаем, - станцию - и назад».
Стали осматривать станцию, а там лестница движется. Люди по ней вверх и вниз едут. Стали и мы кататься: вверх и вниз, вверх и вниз... Ходить совсем не надо, лестница сама возит».
Пока катались - заблудились, оказалось, что никто не запомнил станцию, с которой начинали свой путь. Тут они увидели маму с тётей Олей. Но эскалатор никак не давал им соединиться - всё время они ехали в разные стороны. Конечно, всё закончилось благополучно, даже тётя Оля, которая начала насмехаться над мальчиками, перестала это делать, поскольку сама отвлеклась и повезла всех не в ту сторону.
 
Киевское метро появилось в 1960 году, а в 1964 году вышла в свет повесть Всеволода Нестайко «Пригоди Робінзона Кукурудзо» (первая часть трилогии «Тореадорів з Васюківки»), которая начинается главой «Метро в свинарнике».
«У нас была благородная идея - прорыть под свинарником метро. Это должно было быть для всех сюрпризом. Первая линия метро в Васюковке! Станция «Овин», станция «Кривая груша». Три копейки в один конец. Родственники - бесплатно. С учительницы арифметики - пять копеек.
Мы уже подрыли почти до половины свинарника, и вдруг произошла непредвиденная катастрофа - проклятая свинья Манюня провалилась в наше метро. Провалиться-то она сумела, а вот вылезти - дудки! И подняла такой визг, что прихромал дед. Ну и…» (перевод С. Алексеева).
 
Если детские писатели XX века быстро откликались на появление новинок науки и техники, то современные писатели этим похвастаться не могут. Хотя и появляются разнообразные научно-популярные энциклопедии, но метро пока не получило своего достойного описания в современной детской литературе. Поэтому мы с вами будем пользоваться тем, что нам оставили наши предшественники, естественно, адаптируя произведения XX века для маленького читателя.
Dounload PDF

Відгуки читачів