Мы едем, едем, едем…

Ведущая рубрики Алёна Емец, кандидат педагогических наук, доцент


 

В предыдущих номерах журнала мы начали разговор о литературе, которая интересует, главным образом, мальчиков - о транспорте. Но материала оказалось так много, что в рамках одной статьи всё рассмотреть не удалось. Поэтому в данной статье мы продолжим разговор о различных видах транспорта.
 
Прежде чем мы начнём наш рассказ, отгадайте загадку В. Лунина.
Червяк земляной
По туннелю ползёт,
Тебя и меня
Под землею везёт.
 
Наверное, вы догадались, что это поезд в метро. Мы поговорим о метро, метрополитене.
Несмотря на то, что первая в мире линия метрополитена появилась довольно давно (в 1863 году в Лондоне), произведений для детей о метро не так уж и много.
Что такое метро, метрополитен? Это городская железная дорога с маршрутными поездами для перевозки пассажиров. Само слово «метрополитен» (от греческого «метрополис» - главный город, столичный) говорит о том, что этот вид транспорта связан с крупными городами, поскольку является довольно затратным.
Интересно, но метро далеко не всегда подземный вид транспорта. Так уж сложилось, что метрополитен на территории бывшего Советского Союза в основном спрятан под землю, поэтому мы чаще всего ассоциируем его с передвижением под землёй, хотя он бывает и наземным.
Современный метрополитен - сложный комплекс различных технических систем, работающих слаженно, чётко и быстро. Для того чтобы грамотно рассказать о них, стоит обратиться к профессионалам. Таковым является Владимир Соловьёв, автор книги «Сто историй о подземном городе». Вот, например, отрывок из этой книги:
«У метростроевцев особый язык.
В комнате у всех у нас потолок - это потолок, всем ясно пол - пол. А в тоннеле потолок называют СВОДОМ, а пол - ЛОТКОМ.
… В каждом тоннеле есть ЗАТВОР. Это стальные полуметровой толщины ворота на случай аварии. Они перегораживают тоннель поперёк и с помощью резиновых прокладок накрепко присасываются к стенкам. Сквозь них даже воздух не может проникнуть…
... Многие думают, наверное, что электрический ток в метро идёт по двум рельсам и стоит человеку коснуться обоих сразу, его тут же током убьёт. Неверно. Ни в одном из двух открытых нашему глазу рельсов тока нет!
Ток идёт по третьему рельсу. Мы этот рельс не видим, потому что он проходит под краем платформы и тщательно изолирован фарфором и деревянным коробом.
Ток третьего рельса как бы ждёт распоряжения водителя. Только вышел поезд из депо - сильными пружинами железный башмак прижался к третьему рельсу. Через него электрический ток… проник в электрические моторы. Поезд тронулся».
 
Почему в метро поезда идут плавно, почти бесшумно, в отличие от наземных электричек? «Дело в том, что железнодорожные рельсы неплотно прилегают один к другому. Между ними есть зазор - свободное пространство. Оно обязательно. Ведь рельсы на открытом воздухе. На солнцепеке от нагрева они растягиваются, в сильный мороз - сжимаются. Не будь свободного пространства, рельсы просто-напросто лопнут…
А в метро температура постоянная. … Поэтому рельсы в метро плотно укладывают друг к другу, без всякого зазора».
 
Чтобы доступно и интересно рассказать дошкольнику о метро, можно обратиться к книге Бориса Житкова «Что я видел». Первым слушателем и критиком отдельных глав стал настоящий почемучка - сосед писателя - Алёша, которому, как писал автор, «объясни метро - мозги вывихнешь». Алёша стал главным героем книги Житкова, которая вышла в 1939 году. Метрополитену в книге посвящено две небольшие главы «Как под землёй ездят» и «Как я ездил в метро». Мальчик с родителями переезжает в Москву, путешествует по городу и знакомится с метрополитеном.
«Мы с мамой посмотрели на пожарных и на трамваи, которые без рельсов ходят, а прямо по асфальту.
Мама сказала, что такие трамваи называются троллейбусы…
А мама говорит:
- Тут и под землёй трамваи ходят.
А я сказал:
- Под землёй нет, там земля.
А мама говорит:
- А ты в погреб ходил? А погреб тоже под землёй. А в Москве большой-большой погреб вырыли. Длинный-длинный. И с одной стороны вход, и с другой стороны вход. А в этом погребе положили рельсы и пустили трамвай. Он от одного входа до другого бегает. В один вход люди войдут, на трамвай сядут. Он побежит под землёй и добежит до другого входа. А там лестница. Люди из трамвая выйдут и пойдут по лестнице наверх и выйдут на улицу…»
Как Алёша Почемучка ни побаивался, они с мамой всё-таки купили билет и вошли.
«Я думал - сейчас земля начнётся и будет погреб. Тогда я не пойду и начну плакать, и мама всё равно назад пойдёт. А там земли не было, а был коридор. Только очень широкий и очень белый.
Электричество горит, лампы большие, и много-много, и стенки блестят. А пол каменный, жёлтенький и тоже очень гладкий. А земли никакой нет.
А потом все пошли к лестницам. И когда мы с мамой подошли, мама стала и забоялась. Там пол бежит вперёд, прямо на лестницу. Один дядя шагнул на этот пол; только стал, так и поехал».
Так и состоялось знакомство с метро.
Московский метрополитен был запущен в 1935 году, а за три года до этого, в 1932, вышло стихотворение Елизаветы Тараховской «Метрополитен» (в дальнейшем переименовано в «Метро»). Стихотворение, несмотря на свой «почтенный» возраст, и сейчас хорошо воспринимается детьми.
 
Ждать трамвая?
Не желаю!
На автобус не сажусь!
Лучше сяду на метро я:
На метро быстрее втрое
Я до школы доберусь!..
 
К метро, как и всякому новшеству, нужно было привыкнуть. Иногда случались казусы, один из которых описан в юмористическом рассказе Н. Носова «Метро» (опубликован в 1940 году). В произведении рассказывается о том, как мальчики приехали в гости в Москву и отправились покататься на метро.
«Пришли мы на станцию, спустились по лестнице и поехали под землёй. Сначала показалось страшно, а потом ничего, интересно. Проехали две остановки, вылезли.
«Осмотрим, - думаем, - станцию - и назад».
Стали осматривать станцию, а там лестница движется. Люди по ней вверх и вниз едут. Стали и мы кататься: вверх и вниз, вверх и вниз... Ходить совсем не надо, лестница сама возит».
Пока катались - заблудились, оказалось, что никто не запомнил станцию, с которой начинали свой путь. Тут они увидели маму с тётей Олей. Но эскалатор никак не давал им соединиться - всё время они ехали в разные стороны. Конечно, всё закончилось благополучно, даже тётя Оля, которая начала насмехаться над мальчиками, перестала это делать, поскольку сама отвлеклась и повезла всех не в ту сторону.
 
Киевское метро появилось в 1960 году, а в 1964 году вышла в свет повесть Всеволода Нестайко «Пригоди Робінзона Кукурудзо» (первая часть трилогии «Тореадорів з Васюківки»), которая начинается главой «Метро в свинарнике».
«У нас была благородная идея - прорыть под свинарником метро. Это должно было быть для всех сюрпризом. Первая линия метро в Васюковке! Станция «Овин», станция «Кривая груша». Три копейки в один конец. Родственники - бесплатно. С учительницы арифметики - пять копеек.
Мы уже подрыли почти до половины свинарника, и вдруг произошла непредвиденная катастрофа - проклятая свинья Манюня провалилась в наше метро. Провалиться-то она сумела, а вот вылезти - дудки! И подняла такой визг, что прихромал дед. Ну и…» (перевод С. Алексеева).
 
Если детские писатели XX века быстро откликались на появление новинок науки и техники, то современные писатели этим похвастаться не могут. Хотя и появляются разнообразные научно-популярные энциклопедии, но метро пока не получило своего достойного описания в современной детской литературе. Поэтому мы с вами будем пользоваться тем, что нам оставили наши предшественники, естественно, адаптируя произведения XX века для маленького читателя.
 
Dounload PDF

Відгуки читачів

Залиште перший відгук.

Залишити відгук

Ваше ім'я
E-mail (не публікується)
Відгук
Введіть 3808
 
Догори