Занятие кружка творчества «Путешествие муравья»
В. А. Корнийчук
Цель: обобщить представления детей о многообразии насекомых, местах их обитания и пользе, которую они приносят; учить передавать в рисунке их характерные признаки (величину, окрас, своеобразность частей тела); использовать в работе различную технику рисования; закрепить знания о художниках-иллюстраторах; развивать эмоциональность речи; ее своеобразность (во время «мозгового штурма»), фантазию в процессе решения творческих задач по изобразительному искусству; воспитывать умение выслушивать других детей и считаться с их мнением во время обсуждения проблемных ситуаций; вызывать интерес у детей к занятиям и побуждать их к творческой деятельности; занимать позицию творца, созидателя.
Занятие кружка творчества «Путешествие муравья»
В. А. Корнийчук
Цель: обобщить представления детей о многообразии насекомых, местах их обитания и пользе, которую они приносят; учить передавать в рисунке их характерные признаки (величину, окрас, своеобразность частей тела); использовать в работе различную технику рисования; закрепить знания о художниках-иллюстраторах; развивать эмоциональность речи; ее своеобразность (во время «мозгового штурма»), фантазию в процессе решения творческих задач по изобразительному искусству; воспитывать умение выслушивать других детей и считаться с их мнением во время обсуждения проблемных ситуаций; вызывать интерес у детей к занятиям и побуждать их к творческой деятельности; занимать позицию творца, созидателя.
Материал: смехотрон, модель муравья, разрезные картинки, игрушки из серии «Насекомые»; шапочка для драматизации (паук).
Предварительная работа: чтение детям рассказа В. Бианки «Путешествие муравьишки»; изготовление детьми иллюстраций к книгам; использование методов ТРИЗ и МФО, перебора вариантов (сбор морфологической таблицы); приемы: импатии, уменьшения, увеличения, деление целого на части, составление из частей целого.
Последующая работа: придумывание и рисование волшебного насекомого с помощью игры «Чудесные вещи».
Подготовка воспитателя: программа «Малятко», В. Е. Белоусова «Удивительные истории».
ХОД ЗАНЯТИЯ
— Расскажу я вам, ребята, интересную историю. Когда я была такой же, как вы, пошла я на прогулку в парк и увидела странное зрелище. Около березки стоял муравейник, по которому прыгал дрозд. Я хотела согнать его, но потом увидела, что дрозд вытянул крылья в стороны и сидел так минут десять. Я заинтересовалась, почему он так делал. Оказывается, муравьи быстро «вычесывают» из перышек птиц грязь, которая там накопилась (разных паразитов, блошек).
Как вы думаете, для чего? (Чтобы перышки были чистыми.)
— Очень мне понравился один муравьишка! Вдруг поднялся сильный ветер, он сорвал моего муравьишку с листочка березы и куда-то унес. Я очень расстроилась.
Дети, помогите вернуть муравья в его дом около березки и понаблюдайте за его путешествием.
— Хотите посмотреть, каким он был? (Ответы детей.)
Дидактическая игра «Соберите картинку из частей»
— Обозначьте каждый своего муравья цветным кружком. Давайте сложим ваши работы в волшебный «смехотрон» и посмотрим, какой муравей у нас получится. (Дети складывают.)
— Закройте глаза. Вспомните что-нибудь веселое и громко засмейтесь! (Достают муравья.)
— Дети, как мы назовем нашего нового друга? (Ответы детей.)
— Муравьишка говорит, что дорога к его домику проходит через реку, лужайку, болото. Отправимся в путь? А муравьишку понесем по очереди.
(Под музыку подходят к речке.)
— А вот и речка. Как нам перейти через нее? (Ответы детей.)
Физкультминутка (постройка лодочки).
— А вот и лужайка. Что вы на ней видите? (Красивые листья.)
— А какой запах? Почувствуйте его. Кого можно здесь увидеть? (Отгадывание загадок.)
— Кто лишний? Почему? (Ответы детей.)
— На земле — большое множество насекомых (1 500 000 видов)! На брюшке у них — поперечные полоски, как бы насечки — от слова насекать.
Подумайте и скажите, сколько частей тела у насекомых? (3)
Вопросы:
— А сколько у насекомых ног?
— Что едят насекомые?
— Какие бывают по размеру?
— Правильно. Одни летают, другие ползают или прыгают.
— Иногда людей сравнивают с насекомыми. Угадайте, про какого человека можно сказать:
Трудолюбивый, как... (пчела); назойливый, как... (муха).
Дидактическая игра «Кого не стало?»
— Погода испортилась, набежала тучка. Очевидно, будет дождик. А вот и первая капля, вторая, третья...
Игра «Дождик»
— Дети, посмотрите, кого испугал дождик?
— А где же наш муравьишка? Давайте его поищем.
(Ищут. Находят муравья, запутавшегося в паутине.)
— Посмотрите, куда попал наш муравей? (В сеть паука)
— Как его освободить и не повредить?
— Можно паучка попросить освободить муравья!
(Паук предлагает распутать паутинку и смотать в клубочки.)
Пальчиковая гимнастика «Ловкие пальчики»
— Пойдем дальше. А вот и болото.
Не проедешь, не пройдешь.
Обойдешь сторонкой,
И водицы не попьешь
С синеватой пленкой.
Между кочек и зыбей,
Моха и гнилушек —
Государство журавлей,
Уток и лягушек.
— Дети, как же нам перебраться через болото?
Игра «С кочки на кочку»
На болоте нет дорог —
Мы — по кочкам скок да скок!
— Вот мы и выбрались из болота. Как же нам муравейник найти?
Игра «Поймайте жучка».
— Вот высоко летит жучок. Попробуйте его поймать, только осторожно, не повредите его.
(Дети подпрыгивают и ловят жучков.)
Дидактическая игра «Подумайте и сравните»
— На какое насекомое похоже? Почему?
Вертолет — стрекоза;
бантик — бабочка;
трактор — жук;
ткачиха — паук;
панелевоз — муравей.
— Посмотрите, дети, вот и муравейник. Подумайте и скажите, как нужно вести себя в природе?
— Чего делать нельзя?
— Дети, вот мы и закончили наше путешествие и нашли домик муравьишки.
В память о нашей прогулке давайте издадим книгу. Из чего состоит книга? (Ответы детей.)
— А скажите, кто рисует иллюстрации к книгам?
— А кого из художников-иллюстраторов вы знаете? (Ответы детей.)
— Какие книги они иллюстрировали?
— А хотите ли вы быть художниками-иллюстраторами?
— Давайте мы нарисуем иллюстрации к нашей книге.