Занятие кружка творчества «Путешествие муравья»

В. А. Корнийчук

Цель: обобщить представления детей о многообразии насекомых, местах их обитания и пользе, которую они приносят; учить передавать в рисунке их характерные признаки (величину, окрас, своеобразность частей тела); использовать в работе различную технику рисования; закрепить знания о художниках-иллюстраторах; развивать эмоциональность речи; ее своеобразность (во время «мозгового штурма»), фантазию в процессе решения творческих задач по изобразительному искусству; воспитывать умение выслушивать других детей и считаться с их мнением во время обсуждения проблемных ситуаций; вызывать интерес у детей к занятиям и побуждать их к творческой деятельности; занимать позицию творца, созидателя.


Занятие кружка творчества «Путешествие муравья»

В. А. Корнийчук

Цель: обобщить представления детей о многообразии насекомых, местах их обитания и пользе, которую они приносят; учить передавать в рисунке их характерные признаки (величину, окрас, своеобразность частей тела); использовать в работе различную технику рисования; закрепить знания о художниках-иллюстраторах; развивать эмоциональность речи; ее своеобразность (во время «мозгового штурма»), фантазию в процессе решения творческих задач по изобразительному искусству; воспитывать умение выслушивать других детей и считаться с их мнением во время обсуждения проблемных ситуаций; вызывать интерес у детей к занятиям и побуждать их к творческой деятельности; занимать позицию творца, созидателя.

Материал: смехотрон, модель муравья, разрезные картинки, игрушки из серии «Насекомые»; шапочка для драматизации (паук).

Предварительная работа: чтение детям рассказа В. Бианки «Путешествие муравьишки»; изготовление детьми иллюстраций к книгам; использование методов ТРИЗ и МФО, перебора вариантов (сбор морфологической таблицы); приемы: импатии, уменьшения, увеличения, деление целого на части, составление из частей целого.

Последующая работа: придумывание и рисование волшебного насекомого с помощью игры «Чудесные вещи».

Подготовка воспитателя: программа «Малятко», В. Е. Белоусова «Удивительные истории».

ХОД ЗАНЯТИЯ

— Расскажу я вам, ребята, интересную историю. Когда я была такой же, как вы, пошла я на прогулку в парк и увидела странное зрелище. Около березки стоял муравейник, по которому прыгал дрозд. Я хотела согнать его, но потом увидела, что дрозд вытянул крылья в стороны и сидел так минут десять. Я заинтересовалась, почему он так делал. Оказывается, муравьи быстро «вычесывают» из перышек птиц грязь, которая там накопилась (разных паразитов, блошек).

Как вы думаете, для чего? (Чтобы перышки были чистыми.)

   Очень мне понравился один муравьишка! Вдруг поднялся сильный ветер, он сорвал моего муравьишку с листочка березы и куда-то унес. Я очень расстроилась.

Дети, помогите вернуть муравья в его дом около березки и понаблюдайте за его путешествием.

— Хотите посмотреть, каким он был? (Ответы детей.)

Дидактическая игра «Соберите картинку из частей»

  Обозначьте каждый своего муравья цветным кружком. Давайте сложим ваши работы в волшебный «смехотрон» и посмотрим, какой муравей у нас получится. (Дети складывают.)

— Закройте глаза. Вспомните что-нибудь веселое и громко засмейтесь! (Достают муравья.)

— Дети, как мы назовем нашего нового друга? (Ответы детей.)

— Муравьишка говорит, что дорога к его домику проходит через реку, лужайку, болото. Отправимся в путь? А муравьишку понесем по очереди.

(Под музыку подходят к речке.)

— А вот и речка. Как нам перейти через нее? (Ответы детей.)

Физкультминутка (постройка лодочки).

— А вот и лужайка. Что вы на ней видите? (Красивые листья.)

— А какой запах? Почувствуйте его. Кого можно здесь увидеть? (Отгадывание загадок.)

  Кто лишний? Почему? (Ответы детей.)

— На земле — большое множество насекомых (1 500 000 видов)! На брюшке у них — поперечные полоски, как бы насечки — от слова насекать.

Подумайте и скажите, сколько частей тела у насекомых? (3)

Вопросы:

— А сколько у насекомых ног?

— Что едят насекомые?

— Какие бывают по размеру?

— Правильно. Одни летают, другие ползают или прыгают.

  Иногда людей сравнивают с насекомыми. Угадайте, про какого человека можно сказать:

Трудолюбивый, как... (пчела); назойливый, как... (муха).

Дидактическая игра «Кого не стало?»

— Погода испортилась, набежала тучка. Очевидно, будет дождик. А вот и первая капля, вторая, третья...

Игра «Дождик»

  Дети, посмотрите, кого испугал дождик?

— А где же наш муравьишка? Давайте его поищем.

(Ищут. Находят муравья, запутавшегося в паутине.)

— Посмотрите, куда попал наш муравей? (В сеть паука)

— Как его освободить и не повредить?

— Можно паучка попросить освободить муравья!

(Паук предлагает распутать паутинку и смотать в клубочки.)

Пальчиковая гимнастика «Ловкие пальчики»

— Пойдем дальше. А вот и болото.

Не проедешь, не пройдешь.

Обойдешь сторонкой,

И водицы не попьешь

С синеватой пленкой.

Между кочек и зыбей,

Моха и гнилушек —

Государство журавлей,

Уток и лягушек.

  Дети, как же нам перебраться через болото?

Игра «С кочки на кочку»

На болоте нет дорог —

Мы — по кочкам скок да скок!

— Вот мы и выбрались из болота. Как же нам муравейник найти?

Игра «Поймайте жучка».

  Вот высоко летит жучок. Попробуйте его поймать, только осторожно, не повредите его.

(Дети подпрыгивают и ловят жучков.)

Дидактическая игра «Подумайте и сравните»

— На какое насекомое похоже? Почему?

Вертолет — стрекоза;

бантик — бабочка;

трактор — жук;

ткачиха — паук;

панелевоз — муравей.

  Посмотрите, дети, вот и муравейник. Подумайте и скажите, как нужно вести себя в природе?

— Чего делать нельзя?

— Дети, вот мы и закончили наше путешествие и нашли домик муравьишки.

В память о нашей прогулке давайте издадим книгу. Из чего состоит книга? (Ответы детей.)

  А скажите, кто рисует иллюстрации к книгам?

— А кого из художников-иллюстраторов вы знаете? (Ответы детей.)

— Какие книги они иллюстрировали?

— А хотите ли вы быть художниками-иллюстраторами?

  Давайте мы нарисуем иллюстрации к нашей книге.

Відгуки читачів