Електронна передплата!

Доступ до улюблених видань
у будь-який час,
за будь-який період,
з будь-якого пристрою!

Оформити передплату

Бажаєте зекономити на передплаті?

Пропонуємо вам стати учасником програми лояльності «120 балів»!

 

Дізнатися більше

Интегрированный урок в 4 классе (внеклассное чтение, ИЗО, музыка, «Я и Украина»)

О. А. Стрелец, учитель высшей категории, старший учитель, Отличник образования Украины,

УВК «Гармония», г. Энергодар, Запорожская обл.

Тема. Времена года

Цель: вызвать интерес к изучению мировой культуры: японской литературы и изоискусства; развивать эстетические чувства при восприятии литературных произведений; развивать творческие способности на основе стихосложения в стиле хайку; показать связь литературы на примере хайку с изоискусством, музыкой; выяснить причину смены времён года; создать представления о поэтической картине природы в любое время года; развивать наблюдательность; учить детей фантазировать и выражать это в стихотворном произведении; воспитывать любовь к родной природе, бережное отношение к ней.


Интегрированный урок в 4 классе (внеклассное чтение, ИЗО, музыка, «Я и Украина»)

О. А. Стрелец, учитель высшей категории, старший учитель, Отличник образования Украины,

УВК «Гармония», г. Энергодар, Запорожская обл.

Тема. Времена года

Цель: вызвать интерес к изучению мировой культуры: японской литературы и изоискусства; развивать эстетические чувства при восприятии литературных произведений; развивать творческие способности на основе стихосложения в стиле хайку; показать связь литературы на примере хайку с изоискусством, музыкой; выяснить причину смены времён года; создать представления о поэтической картине природы в любое время года; развивать наблюдательность; учить детей фантазировать и выражать это в стихотворном произведении; воспитывать любовь к родной природе, бережное отношение к ней.

Ход урока

I. Организационный момент

— Наш урок необычный, мы будем работать по нескольким предметам: внеклассное чтение, музыка, «Я и Украина». А позже, на уроке ИЗО, вы закончите начатую нами тему и проиллюстрируете свои произведения.

II. Сообщение темы и цели урока. Актуализация опорных знаний

1. Мотивация учебной деятельности.

— О чем мы будем говорить на уроке, догадайтесь сами, послушав народную мудрость:

Хороша зима снегами,

Весна — цветами,

Лето — грибами,

А осень — стогами.

— Что же будет темой урока? (Времена года)

— Какие вы знаете времена года?

2. Работа в малых группах (4 группы).

Задание группам. Определить по загадке время года, рассказать о его характерных признаках, вспомнить, что вы знаете по курсу «Я и Украина».

1 группа

Кто, угадай-ка,

Седая хозяйка:

Тряхнёт перинки,

Над миром пушинки? (Зима)

2 группа

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнёт —

В лесу подснежник расцветёт. (Весна)

3 группа

— Тёплый, длинный-длинный день.

В полдень — крохотная тень.

Зацветает в поле колос,

Подаёт кузнечик голос,

Дозревает земляника.

Что за время, подскажи-ка? (Лето)

4 группа

Пришла без красок

И без кисти

И перекрасила

Все листья. (Осень)

3. Отчёт о работе.

— Я прочту ваши загадки, а вы расскажете о признаках этого времени года. А потом послушаем пьесы П. И. Чайковского из альбома «Времена года».

1 группа рассказывает о зиме. Слушаем пьесу П. И. Чайковского «Январь. У камелька».

2 группа рассказывает о весне. Слушаем пьесу П. И. Чайковского «Апрель. Подснежник».

3 группа рассказывает о лете. Слушаем пьесу П. И. Чайковского «Июль. Песня косаря».

4 группа рассказывает об осени. Слушаем пьесу П. И. Чайковского «Октябрь. Осенняя песнь».

(Каждая группа делится впечатлением о прослушанном.)

4. Беседа о причине смены времён года.

Работа с теллурием, схемой смены времён года в учебнике. Беседа по вопросам. Вывод.

III. Проверка домашнего задания по внеклассному чтению, расширение знаний по теме.

— Не только композиторы, но и поэты не остаются равнодушными к природе. Много прекрасных стихотворений написали русские поэты о родной природе. Вы готовили дома стихотворения о временах года. Давайте послушаем, как описывают зиму поэты. (Дети читают наизусть стихотворения. Беседа.)

— В японской литературе поэты тоже воспевают родную природу. (Расположение Японии на карте.) В японских стихах вы не найдёте рифмы, к которой так привыкли, читая русскую поэзию. Дело в том, что, рифмы у японцев никогда и не было, обходились и без неё. Такой уж язык, не принимает рифмы. Читали эти стихи медленно и нараспев. Поначалу японцы писали танка — стихотворение в 5 строчек, потом хайку — трёхстишия. Какое бы трёхстишие мы ни взяли, всюду один главный герой — человек, его настроение, мысли.

Послушайте стихотворение Тайсицу:

Лёд растаял в пруду,

и снова зажили дружно

вода с водой...

— А сейчас — описание весны русскими поэтами. (Дети читают наизусть. Беседа.)

— В японской поэзии это тоже звучит красиво:

Со свечой в руке

человек гуляет по саду —

провожает весну...

(Бусон)

— Как описывают лето русские поэты? (Дети читают наизусть. Беседа)

— Поэт Исса говорит о лете:

В калитку ко мне,

и не постучав, и не квакнув,

шлёпает лягушка...

Послушаем стихотворения об осени.

(Дети читают наизусть. Беседа)

Исса увидел прелесть и в осени:

Дымка над лугом.

Болтают о том да о сём

две лошаденки...

IV. Итог урока

Давайте вспомним, что мы узнали о японских трёхстишиях?

Есть ли рифма в них?

Какие стихотворения называют танка, хайку?

Кого из японских поэтов вы запомнили?

Чему учат поэты Японии?

Какое время года вы любите и почему?

Что является причиной смены времён года?

V. Домашнее задание

Попробуйте свои силы в стиле японских трёхстишийхайку. В работе используйте орфографический словарь, по возможности употребите словарные слова: январь, февраль, апрель, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь и др. Вспомните приметы того времени

года, о котором будете писать.

Окунитесь в настроение этого времени года. Ваши трехстишия мы поместим в сборник, который вы оформите с учителем ИЗО.

(Ребята на уроке ИЗО продолжают работать над темой «Искусство Японии. Символика в изобразительном искусстве». Иллюстрирование книги «Времена года».)

Відгуки читачів