Передплатна кампанія з січня 2019 закінчино! Що робити далі?

Подробиці...

Бажаєте зекономити на передплаті?

Пропонуємо вам стати учасником програми лояльності «120 балів»!

 

Дізнатися більше

Урок ОБЖД «Огонь — враг или друг?»

Т. Н. Соколкина, учитель I категории,

ССОШ I–III ст. № 3 с углубленным изучением иностранных языков, г. Харьков

Цель: закрепить правила противопожарной безопасности; развивать навыки поведения в условиях опосредованной опасности (пожар); воспитывать уважение к профессии пожарного.


Урок ОБЖД «Огонь — враг или друг?»

Т. Н. Соколкина, учитель I категории,

ССОШ I–III ст. № 3 с углубленным изучением иностранных языков, г. Харьков

Цель: закрепить правила противопожарной безопасности; развивать навыки поведения в условиях опосредованной опасности (пожар); воспитывать уважение к профессии пожарного.

Ход урока

I. Организация класса

II. Активизация знаний

Учитель. Сегодня наш урок необычный. Вам не терпится узнать, о чём пойдёт разговор на уроке? Никакого секрета нет. На уроке мы познакомимся с очень интересными правилами — правилами безопасности жизни, иными словами, у нас урок осторожности. И посвящён он тому, кто...

Шипит и злится,

Но воды боится.

С языком, а не лает,

Без зубов, а кусает.

Дети. Огонь!!!

III. Изучение нового материала

1. Сообщение темы, цели урока.

— Мы будем говорить об огне; о пользе огня; побываем на спектакле; выучим правила противопожарной безопасности.

2. Просмотр видеофильма «Уроки осторожности».

3. Беседа по содержанию фильма.

— Каким же бывает огонь? (Добрым и злым)

— В каких случаях огонь  добрый?

— В каких случаях огонь злой?

4. Выступление детей (группа «А»).

1-й ученик

Он всегда бывает разным,

Удивительный огонь,—

То буяном безобразным,

То тихоней из тихонь.

2-й ученик

То он змейкой торопливой

По сухой скользит коре,

То косматой рыжей гривой

Полыхает на заре.

3-й ученик

Да, огонь бывает разный —

Бледно-жёлтый, ярко-красный,

Синий или золотой,

Очень добрый, очень злой.

4-й ученик

Вот на спичке, как на ветке,

Голубой дрожит листок.

Вот, ломая прутья клетки,

Хищный делает бросок!

5. Обобщение выступления детей.

Учитель. Какие можете сделать выводы?

Дети. Если огонь добрый, значит, он приносит пользу.

Если огонь злой, значит, он приносит вред.

Учитель. Что вызывает злой огонь?

Дети. Шалость, аварии, стихийные бедствия, которые происходят не всегда по вине человека.

Учитель. Как называется пламя, которое всё уничтожает, разрушает, приносит горе?

П

О

Ж

А

Р

6. Работа в тетради с печатной основой по рисункам.

— Заполните лист № 1.

— Что может вызвать пожар?

7. Сообщения детей.

1-й ученик

Не играй, дружок, со спичкой!

Помни ты, она мала,

Но от спички-невелички

Может дом сгореть дотла!

2-й ученик

Младшим братьям и сестричкам,

Кто постарше, говорят:

«Крепко помните, что спички —

Не игрушка для ребят!»

3-й ученик

Ленту гладила Анюта

И увидела подруг.

Отвлеклась на три минутки

И забыла про утюг.

4-й ученик

Тут уж дело не до шутки!

Вот, что значит три минутки!

Ленты нет, кругом угар,

Чуть не сделался пожар!

8. Лексическая работа.

Учитель. Дети, кого мы зовём на помощь в случае возникновения пожара?

Дети. Пожарного! Пожарного! (Пожарник — это тот, кто пострадал от пожара.)

Учитель. Молодцы!

Группа «Б» расскажет о том, как выглядели пожарные раньше и как выглядят в наше время.

9. Сообщения детей.

Запомним это правило:

При пожаре, при пожаре

Знает каждый гражданин,

При пожаре, при пожаре

Набирают 01!

10.    Работа в тетради с печатной основой.

Составление рассказа по серии картинок (лист № 2).

11. Систематизация знаний.

— Что такое ложный вызов? Чем опасен ложный вызов?

— Запомни! Зря пожарных не вызывай!

12.    Расширение кругозора детей.

Учитель. А знаете ли вы, какие машины могут примчаться по
вызову 01? Об этом расскажут дети группы «В». А все остальные могут увидеть эти машины на листе № 3.

Физкультминутка

А лисички взяли спички,

К морю синему пошли,

Море синее зажгли.

Море пламенем горит.

Выбежал из моря кит:

— Эй, пожарные, бегите!

Помогите! Помогите!

Тут бабочка прилетела,

Крылышками помахала,

Стало море потухать и потухло.

Учитель. Это сказка. В жизни все бывает намного сложнее и опаснее.

13.    Работа по рисункам.

Учитель. Дети, какие действия нужно предпринять до приезда пожарных? Рассмотрите рисунки, подумайте и отвечайте.

Помните главное! Не паниковать! Не растеряться! Не испугаться! Криком огонь не испугаешь!

14.    Прогнозирование ситуации.

Учитель. Скоро наступят солнечные тёплые денёчки. Многие люди и вы с родителями поедете за город в лес, в загородные дома. Там вас встретит добрый огонь — он поможет приготовить пищу на костре, обо­греть дом.

Но и злой огонь — тут как тут. В сухую погоду от костра может загореться лес. Огонь можно загасить водой или засыпать пламя песком.

Вот какая история произошла с одной кошкой в загородном доме.

15.     Инсценировка отрывка из сказки «Кошкин дом».

Коза

Какой прекрасный был прием!

Свинья

Какой чудесный Кошкин дом!

Кошка

Я и Василий, старый кот,

Гостей проводим до ворот.

Кошка

Спускайтесь осторожно:

Здесь оступиться можно!

Кошка

Друзья, спасибо, что пришли!

Гости

Мы чудно вечер провели!

Кошка

Спасибо за компанию!

Гости

Прощайте! До свидания!

Голоса котят (за сценой)

Тетя, тетя Кошка,

Выгляни в окошко!

Ты пусти нас ночевать,

Уложи нас на кровать.

Если нет кровати,

Ляжем на полати,

На скамейку или печь,

Или на пол можем лечь!

Кошка

Василий-кот, завесь окно!

Уже становится темно.

Две стеариновых свечи

Зажги для нас в столовой

Да разведи огонь в печи!

Кот Василий (из-за сцены). Пожалуйте, готово!

Чтец

Простился с тетей Кошкой

Василий, старый кот,

Идет в свою сторожку

Дежурить у ворот.

Дежурит он, дежурит,

Глаза кошачьи щурит.

И спит спокойным сном

В сторожке под окном...

Хозяйка тушит свечку

И двери — на запор.

А в доме перед печкой

Огонь прожег ковер.

Чтец

И, выбравшись из плена,

Веселый огонек

Взобрался на полено,

Другое обволок.

Со щелканьем и треском

Вскарабкался на стул,

Пополз по занавескам

И потолок лизнул.

Злой огонь все выше, выше,

Вылезает из-под крыши,

Озарил соседний дом,

Машет красным рукавом,

Из окошка вьется пламя

Золотыми языками!

Как увидели грачи

Это пламя с каланчи,

Затрубили,

Зазвонили:

Тили-тили.

Тили-тили!

Хор

Тили-тили, тили-бом!

Загорелся кошки дом!

Бежит Курица с ведром,

А за нею во весь дух

С помелом бежит Петух,

Поросенок — с решетом,

И Козел — с фонарем.

Тили-бом, тили-бом!

Загорелся Кошкин Дом!

Поскорей, без проволочки,

Наливайте воду в бочки.

Эй, работнички, бобры,

Разбирайте топоры,

Балки шаткие крушите,

Пламя жаркое тушите.

Вот уж скоро, как свеча,

Загорится каланча!

Бобры

Мы, бобры, народ рабочий,

Сваи бьем с утра до ночи.

Поработать мы не прочь,

Если можем вам помочь.

Эй, зеваки, ротозеи,

Расходитесь поскорее!

Что устроили базар?

Тут не ярмарка — пожар!

Чтец

Вот и рухнул Кошкин дом!

Погорел со всем добром!

16.     Обсуждение инсценировки.

Учитель. Жалко дом и тётю Кошку. Дети, что вызвало пожар в доме?

Дети. Неосторожное обращение с огнём.

Учитель. Какими должны быть ваши действия при возникновении пожара в загородном доме? Чему учит эта сказка?

Чтобы в ваш дом

Не пришла беда,

Будьте с огнём

Осторожны всегда!

Учитель. А сейчас немного поэкспериментируем.

17.    Постановка опытов.

Опыт № 1

Зажигаем свечу. Накрываем свечу прозрачным стаканом. Наблюдаем.

Что произошло? Почему погас огонь?

Вывод: без воздуха огонь не живёт!

Учитель. Дома, к сожалению, стаканом огонь не накроешь.

Огонь бывает ещё и волшебным, загадочным. Он не всегда сжигает. Он может удивить. Этот опыт можно повторить дома только с родителями.

Опыт № 2 «Заколдованный платочек»

В стакане смешиваем спирт с водой. В полученный раствор погружаем платочек. Смоченный платочек вынимаем и поджигаем. Что вы увидели? Кто может объяснить, что произошло?

18.    Обобщение и систематизация знаний. Игра «Экзамен».

Билет № 1

Назовите основные причины возникновения пожара.

Билет № 2

Назовите самые простые способы тушения пожара.

Билет № 3

Какими будут ваши действия, если на ком-нибудь загорелась одежда?

Билет № 4

Для чего нужны спички?

Билет № 5

Если загорится магнитофон, как его тушить?

Билет № 6

Назовите примеры действия доброго огня.

Билет № 7

Назовите примеры действия злого огня.

19.    Практическое упражнение.

— Мы изучили «План эвакуации при пожаре». Попробуем пройти этот путь, ориентируясь по схеме, и своими глазами увидеть безопасный выход из школы.

20.    Игра «Согласен — не согласен».

  Можно играть со спичками;

  вовремя выключай электроприборы;

  выключи телевизор и ложись спать;

  зажги газ и иди в школу;

  спички детям — не игрушка;

  пожарных вызывай по номеру 01;

  нельзя сушить бельё над газовой плитой.

21.    Игра «Доскажите словечко».

Запомни эти правила на всякий случай!

1) С точки зрения __,

    Он опасен чересчур,

    Если сделан из бумаги

    Самодельный __.

    Выпал на пол уголёк,

    Деревянный пол зажёг —

    Не смотри, не жди, не стой,

    А залей его __.

2) Чтоб он не стал твоим врагом,

    Будь осторожен с __.

3) Не суши бельё над __ —

    Всё сгорит единым разом!

4) Если младшие сестрички

    Зажигают в доме __,

    Что ты должен предпринять?

    Сразу спички те __.

5) Возле дома и сарая

    Разжигать… не смей!

    Может быть беда большая

    Для построек и людей.

6) Костёр мы __ в лесу —

    И вот несчастье на носу.

7) Пусть помнит каждый гражданин:

    Пожарный номер __.

22.     Игра «Расшифруйте предложение!»

СОГНЁМШУТИТЬНЕЛЬЗЯ! — БУДЬОСТОРОЖЕНСОГНЁМ!

Учитель. Чему учат эти предложения?

IV. Домашнее задание

Познакомьте родителей, друзей с правилами противопожарной безопасности. Соблюдайте их сами.

V. Итог урока

— Воспроизведите тему урока.

— Что нового узнали на уроке?

— Чему научил вас урок?

— Вам понравилось работать на уроке?

— На следующих уроках мы продолжим изучать эту тему, потому что мы учимся беречь свою жизнь. Ведь жизнь человека — это самое дорогое.

Відгуки читачів