Бажаєте зекономити на передплаті?

Пропонуємо вам стати учасником програми лояльності «120 балів»!

 

Дізнатися більше

Електронна передплата!

Доступ до улюблених видань
у будь-який час,
за будь-який період,
з будь-якого пристрою!

Оформити передплату

Неправильные правила, или как запомнить словарные слова

С. В. Протас, учитель I категории,

СОШ І–ІІІ ст. № 7, г. Дружковка, Донецкая обл.

Слова — образы; словарь — это Вселенная в алфавитном порядке. Собственно говоря, словарь — есть книга в самом широком значении слова. Все другие книги содержатся в ней: суть лишь в том, чтоб извлекать их из неё…


Неправильные правила, или как запомнить словарные слова

С. В. Протас, учитель I категории,

СОШ І–ІІІ ст. № 7, г. Дружковка, Донецкая обл.

Слова — образы; словарь — это Вселенная в алфавитном порядке. Собственно говоря, словарь — есть книга в самом широком значении слова. Все другие книги содержатся в ней: суть лишь в том, чтоб извлекать их из неё…

Вольтер (1694–1778) французский писатель, философ, историк

Слова — это предметы; и маленькая капелька чернил, падая на мысль, подобно росе, производит то, что заставляет думать тысячи, быть может, миллион людей.

Джорж Байрон (1788–1824) английский поэт-романтик

Как известно, словари являются необходимым пособием для развития речи учащихся. С помощью словаря школьники обогащают свой лексикон, знакомятся с семантическим значением слов, усваивают их написание, учатся правильному произношению.

Работа со словарём сложна и многообразна. Как важно научить ребят наблюдать, думать, читать, передавать мысль словом!

Чтобы учащиеся успешно овладели словарным богатством русского языка, я использую различные приёмы ознакомления с новыми словами: показ картинки; уточнение значения по толковому словарю; подбор синонимов и антонимов (веселье, радость, счастье; грусть, скука, тоска); словообразовательный анализ (бесстрашный — страшный — страх); включения нового слова в словосочетание или предложение; использование слов и предложений в устной и письменной речи при составлении рассказа по картинке, написании сочинения; словарный диктант с использованием пропусков-сорбонок (б… реза, гор… д, м…дведь). Иногда слово записывается полностью, подчёркивается пропущенная буква. Иногда записывается лишь буква. Дети очень любят работать с сорбонками в парах, проверяя знания друг друга.

Практика работы показывает и подтверждает эффективность хорошо продуманной системы словарной работы. Шаблон и стихийность здесь не допустимы. Нужна последовательная, гибкая, постоянная работа над словом, суть которой — в том, чтобы слово школьником было правильно воспринято в тексте, понято со всеми его оттенками и особенностями, вошло бы в активный словарь и было употреблено самостоятельно в нужной ситуации. А для этого ребёнок должен узнать о слове как можно больше.

Продумывая свою систему роботы над словом, я прочитала много научной и познавательной литературы. Что же принципиально нового и интересного ещё можно узнать о слове? Что я могу предложить детям и своим коллегам? Казалось бы, об этом уже столько всего сказано. Написаны сотни научно-популярных статей, серьёзных методических и занимательных книг, пособий. Однако, я пришла к выводу, что каждый может разработать свою методику работы со словом. И вашими помощниками будут многолетний педагогический опыт, научно-познавательная литература, творчество и фантазия.

Разрабатывая свою методику, я опиралась на известную книгу В. Синицына «Путь к слову», из которой подчеркнула много полезной и интересной информации. Автор использовал опыт и идеи передовых учителей-новаторов и учёных: Л. В. Занкова, В. В. Репкина, З. И. Романовской, В. В. Давыдова и других. В. Синицын убеждён, что одна из важнейших задач сегодняшней школы — обучение живому языку, «очеловеченному» учебному предмету. И я с ним полностью согласна. Поэтому, чтобы разработать собственную методику работы со словарными словами, я нахожусь в постоянном творческом поиске, стараясь избежать учебной стандартности, сухости, преодолевая стереотипность мышления, воспитывая в маленьком ученике творческие способности и совершенствуя навыки.

Проверив свою методику на практике, я убедилась, что она даёт положительные результаты, одновременно обучая, воспитывая и всесторонне развивая детей. Она учит их работать с разными словарями, самостоятельно и коллективно узнавать о происхождении слов, об их лексическом значении. Привить ребёнку интерес к слову, вызвать желание самостоятельно изучать, объяснять значение слов, полюбить родное слово, родной язык — это и есть воспитывающая цель моей работы. А развивающий эффект заключается в том, что она позволяет ребёнку самостоятельное слово превратить в целый авторский текст. Толчком к разработке данной методики послужил случай из практики, когда дети, зная значение слова, умея его применить в речи, затрудняются в его написании. Ведь правил для написания словарных слов просто не существует! И вот выстраиваются длинные, унылые ряды слов, которые нужно «просто понимать».

А памяти ребёнка ещё не приспособлена к «простому запоминанию» ничего не значащего для него символа — буквы в слове. Зато эта память очень яркая и образная. Пользуясь этим, я вместе с детьми стала придумывать для словарных слов свои правила — «неправильные».

Использовала ассоциативное мышление — активно заработала эмоционально-образная память ребёнка. Связала слово с другим, обыграла ассоциативную связь в стихотворении, сказке, загадке или шараде — у словарного слова появился «приёмный родственник», который помог выделить и прочно запомнить нужную «орфограмму».

Чем такая связь между словами неожиданней, смешней и абсурдней, тем выше эффективность запоминания. Эту связь может усилить рифма, ритм стихотворения и дополнительные ассоциативные «ниточки», которые протягиваются от образа к образу и от слова к слову.

А ещё можно нагнетать нужную букву в тексте стихотворения, «насытив» его этой буквой. Пусть соответствующий ей звук ахает, охает, громыхает, перекатывается в стихотворениях — и опять-таки напоминает ребёнку, какую букву нужно писать в словарном слове.

Работая со словарными словами в таком направлении, мы с детьми нашли ассоциативные пары уже для нескольких десятков слов. Вот только «приёмных родственников» нельзя путать с настоящими родственными словами. Да их и не спутаешь, уж слишком далеки они по смыслу.

Учить наизусть стихи совсем не нужно — разве что сами запомнятся. Достаточно, чтобы ученик их просто прочёл, желательно вслух и про себя.

Если в первый раз его память «дала сбой», подскажите ему, но не букву, а сюжет или образ — и в следующий раз ошибки не будет.

Такие «правила» может придумать и сам школьник. Совсем не обязательно, чтобы школьник сочинял целые произведения. Ребёнок может составить загадку, ребус.

Достаточно, если в его сознании родится образ.

Придумывание ассоциативных пар для словарных слов и стало одним из этапов работы со словарным словом, который я использовала при разработке своей методики.

Моя методика работы со словарным словом состоит из трёх этапов.

I этап — работа с этимологическим словарём. Выяснения значения слова и его происхождения.

II этап — включение ассоциативного мышления ребёнка, которое оживляет слово, рождается образ. Ученик начинает связывать данное слово с другими, которые помогут ему запомнить написание исходного.

III этап — подбор рифмы к словарному слову. И вот уже рождается стихотворение, сказка, загадка, шутка, которая легко запоминается. Таким образом, скучное словарное слово

становится весёлым и легко запоминающимся. Приведу несколько примеров словарных слов и их ассоциативных пар.

Беседа

I.   Беседа — разговор, обмен мнениями; задушевный разговор.

II. Беседа = бес + еда.

III. Загадка-шутка.

Первая часть слова — нечистая сила с рогами. Вторая часть слова — это разнообразная пища. А вместе получается — приятный разговор.

(Стас Клипенко, 3 класс)

БЕСЕДА С БЕСОМ

Бес на званом был обеде,

Журналиста подозвал,

Приготовился к беседе,

Тот блокнот и ручку взял…

Только начал бес беседу —

Тут позвали всех к обеду.

И от злости бедный бес

Убежал беситься в лес.

Так окончилась беседа:

Бес остался без обеда.

В этом стихотворении нагнетается звук [э], и поэтому детям легче запомнить написание слова беседа. Для того, чтобы информация воспринималась детьми более глубоко и образно, используются рисунки.

Борода

I.   Борода — волосяной покров на нижней части лица.

II. Борода = бор + ода.

III. Угадай слово. У лесного бора рассказывал я оду.

(Богдан, Блошенко, 3 класс)

Детский вариант загадок-шуток и четверостиший вызывает у меня желание сочинить свои, я будто получаю какой-то заряд энергии, который обязательно должна воплотить в стихотворениях. Вот такой диалог сказочных героев получился, когда я услышала загадку Богдана.

ДИАЛОГ ЛЕСОВИКА И РУЧЬЯ

Лесовик

Люблю в бору читать я оду,

Чур, чур меня! Я вижу воду.

Ручей

Куда ты в воду с бородой?

Намокнет борода. Постой!

Л е с о в и к. Приятен звонкий голос твой.

Ручей. Но что же будет с бородой?

Лесовик. Пусть мокнет чудо-борода!

Стечёт с неё твоя вода.

Ручей. Бор зашумел.

Лесовик

Иду. Нет жизни мне без бора.

А борода пишите с –оро-!

Береза

I.    Берёза — лиственное дерево с белой корой.

II.  Слово берёза ассоциируется у детей со словом белый.

III. БЕЛАЯ БЕРЕЗА

Берёза так была бела Что буква «Е» из слова «белый» К ней незаметно перешла И уходить не захотела.

Работая по такому методу со словарными словами, мы с ребятами решили составить оригинальный орфографический словарик с весёлым названием «Неправильные правила». В нашем словарике весело живётся десяткам словарных слов. Читая его, запомнить словарные слова так же легко, как улыбнуться друг другу. Можно запомнить написание этих слов без труда, но с фантазией … Такой приём работы со словарными словами способствует развитию познавательной активности, самостоятельности, творческого мышления младших школьников. Работу над словами можно проводить не только на уроках русского языка, но и на уроках чтения, природоведения и даже на уроках математики, при решении шуточных задач с использованием словарных слов. Я стараюсь, чтобы каждый урок был развивающим, обучающим и воспитывающим, а самое главное — интересным! Ведь если у ребёнка появился интерес, то ему никогда не будет скучно в школе. И строгое школьное задание превратится для него в уютный домик со знаниями.

Успехов вам, всезнайки! Всё + знайка = всезнайка!

Неправильные правила аптека

I.   Аптека — учреждение, где продают лекарства и другие медицинские товары.

II. «Ап» — термин дрессировщиков.

III. АПТЕКА

Вы в аптеке не бывали?

Заскучаете едва ли!

«Ап!» — кричат аптекарь там

Всевозможным порошкам.

Он в своём аптечном царстве

Превращает их в лекарства:

Лишь заглянет в толстый том,

Щёлкнет пальцем, как кнутом,

Порошки послушно — прыг!

Прямо в ступку в тот же миг!

Что? У вас температура?!

«Ап!» — готова вам микстура!

Капли капают: кап-кап!

Мы «аптека» пишем с «ап»!

Бесшумный

I.   Бесшумный — тихий, беззвучный.

II. Бесшумный — бес + шумный.

III. Как шумный бес стал бесшумным.

СКАЗКА

Шумный бес побежал утром в лес,

Веселясь, на берёзу залез.

Стал кричать, словно ворон шальной.

— Замолчи, не кричи! Стыд какой! —

Пожурил его заяц-косой.

На косого бесёнок взглянул,

Побежал и в речку нырнул.

Под водой стал рыбок пугать,

Старый лещ его начал ругать.

Показал бес язык старику,

И пошёл он гулять по лугу.

Там он встретил корову, быка.

Захотелось ему молока.

Шумный бес приумолк, присмирел.

Грустно он на корову смотрел:

«Как же мне попросить молока?

У коровы крутые рога!»

И подумал бесенок шумный:

«Подарю ей цветочек лунный»,

Стал бесёнок теперь не шумный,

Стал бесёнок теперь бесшумный.

(С. В. Протас)

ворон, ворона, воробей, соловей

I.   Ворон, ворона — крупная хищная птица с синеваточёрным оперением;

воробей — птичка, живущая обычно близ жилых строений;

соловей — маленькая певчая птичка отрада воробьиных.

II. Ворон = вор + он, ворона = = вор + она,

воробей = воро + бей, соловей = = соло + вей.

III. Почему воробья назвали воробьем?

Это было так давно,

Что не вспомнить даже.

Он по всюду крал зерно,

Не стесняясь кражи.

< … >

И пошло из всех дверей:

— Вора бей! Вора бей!

— А у нас склевал всё жито!

Вора бей! Вора бей!

— А у нас украл червей

Этот хитрый воробей!..

Так с тех пор мы и зовём

Эту птицу воробьем.

(О. Поскрёбышев)

Ворока

I.   Сорока — птица с чёрным оперением и белым брюшком.

II. Сорока = сор + око.

III. Загадка.

Сор видит око. Кто это? (Сорока)

(Стас Клипенко, 3 класс)

СОРОКА

Видит сор сорока,

Раскрыла оба ока …

Глядит на сор сорока,

Опять мне с ним морока!

(С. В. Протас)

СОРОЧИЙ ЮБИЛЕЙ

Сороке нынче сорок лет,

Она для всех даёт обед.

Потом даёт она обет

Не кушать целых сорок лет!..

Да, быть обжорою — беда,

Зато всем хватит срока

Чтобы запомнить навсегда,

Как пишется СОРОКА!

(С. В. Протас)

Волокно

I.   Волокно — тонкая непряденая нить.

II. Волокно = вол + окно.

III. ВОЛОКНО

Грустный вол глядит в окно:

«Где же взять мне волокно?

Чтобы выткать покрывало,

Чтоб зимою укрывало!»

(С. В. Протас)

вездеход

I.   Вездеход — вид транспорта.

II. Вездеход = везде + ход.

III. ВЕЗДЕХОД

Везде ходит вездеход,

По болоту ходит вброд,

И по речке, словно плот,

По тропинкам и по кочкам,

По полям и по ярочкам,

Всюду ходит вездеход,

Мы возьмем его в поход.

(С. В. Протас)

Газета

I.    Газета — периодическое издание, выходящее обычно ежедневно и содержащее информацию о текущих событиях.

II.  Газета — ассоциируется со словом «газ».

III.  ГАЗЕТА

Что случилось тут у нас?

Из газеты вышел газ!

Словно снег, газета тает

И по ветру не летает!

Меньше марки стала эта

Очень странная газета!

Все решим проблемы разом:

Мы её наполним газом!

— Газированной газете

Газ нужней всего на свете?

— Нет, сказать я должен ей

Буква А всего нужней!

Беспорядок

I.    Беспорядок — отсутствие порядка.

II.  Беспорядок = бес + порядок.

III.  БЕСПОРЯДОК

Бес решил прибрать всё в доме,

Навёл порядок на балконе,

В зал принёс кровать,

Чтобы гости могли спать,

Чтоб хозяйка веселилась,

В спальню печь переселилась.

Наш дом преобразился,

А бес развеселился.

Для нас его порядок

Зовётся беспорядок.

(С. В. Протас)

Комар

I.    Комар — мелкое двукрылое кровососущее насекомое с тонким тельцем.

II.  Комар = ком + ар.

III.  Загадка-шутка.

Какое кусачее насекомое появляется, если округлый кусочек чего-либо покатится по участку в 100 м?

(Евгений Главчев, 2 класс)

Компот

I. Компот — сладкое жидкое кушанье из плодов и ягод, сваренных в воде с сахаром.

1

II.  Компот = ком + пот.

III. Загадка-шутка.

Если округлый кусочек чего-либо соединить с каплями влаги на коже, то получится очень вкусный напиток.

(Евгений Главчев, 2 класс)

КОМПОТ

Целый день лепил я ком,

Снежный ком, огромный ком.

Вот устал я, пот бежит.

Мама мне и говорит:

«Вытри-ка со лба ты пот,

Остынь и выпей-ка компот».

(С. В. Протас)

Почтальон

I.   Почтальон — служащий учреждения связи, ведающего пересылкой писем, денег, газет.

II. Почтальон = почта + ль + он (она).

III. Стихотворение-пьеса.

ПОЧТАЛЬОН

Стас. Почтальон или она?

Учитель. Подумай, Стас!

Д е т и. Вот это раз!

Стас. Да, почта — женский род.

Почтальон. А как же я, народ?

Печкин

Я почту разношу давно,

Но не она я, не оно.

Я — он! Я — он! Я — почтальон!

Учитель

Конечно, он, не спорь,

Поверь скорей.

Хотя она для нас милей!

(Выходит девочка-почтальон.)

Учитель

Почтальон — она и он,

Их уж в мире миллион!

Пусть шагают они рядом,

Мир, любовь приносят на дом!

(С. В. Протас)

Паровоз

I.   Паровоз — железнодорожный транспорт.

II.  Паровоз = пар + воз.

III. Загадка.

Газообразное состояние воды и предмет, который в басне Крылова «Лебедь, Щука и Рак» остался на месте, образуют железнодорожный транспорт.

(Алёна Страшненко, 3 класс)

Медведь

I.   Медведь — хищный зверь.

II.  Медведь = мед + ведь.

III. Медведь и мёд.

СКАЗКА

Жил-был в лесу добродушный, огромный, неуклюжий зверь. Кто его звал «Топтыгиным», кто «Хозяином», кто «Михаило Потапычем».

А любил он больше всего… мёд. Как услышит запах мёда — прямо голову теряет! А перед друзьями своими оправдывается:

— Так мёд ведь! Мёд ведь!

Вот и прозвали его «медведь». Стал он своё новое имя носить, а точки над буквой «Ё» в этом имени так и вьются над ним, так и жалят, точно пчёлы! Махнул он своей когтистой лапой да и смахнул точки. И стал с тех пор называться «медведь» и писаться с буквой «Е».

Молоко

I.   Молоко — секрет молочной железы млекопитающих животных и человека.

II.  Молоко = мол + око.

III.  Морской мол смотрел на берег как око.

(Богдан Блошенко, 3 класс)

МОЛОКО

Выпьет Петя молоко —

Будет прыгать высоко,

Будет бегать далеко.

Даёт силы молоко.

(Надя Собалева, 1 класс)

Маскарад

I.   Маскарад — бал, на который приходят в масках.

II.  Маскарад = маска + рад.

III. МАСКАРАД

Подарил отец мне маску,

На ней играют ярко краски.

Я маске рад, я маске рад —

Скорей идём на маскарад!

(С. В. Протас)

Сентябрь

I.   Сентябрь — 9й месяц календарного года (September — седьмой месяц др.рим. Календаря. Раньше новый год начинался с марта).

II.  Сентябрь — ассоциируется со словом сено.

III. СЕНТЯБРЬ

Сеном пахнет в сентябре,

И в деревне на заре

Сладко дремлет мальчик Сеня,

Растянувшись в мягком сене.

Сене шепчет лист осенний:

«Ты сентябрь пиши, как сено.

Через букву «Е» напишешь —

Похвалу всегда услышишь!»

Петух

I.    Петух — самец курицы (умеет петь, издавать голосом разные музыкальные звуки).

II.  Петух — петь.

III.  ПЕТУХ

Вышел Петя-петушок,

Ярко-красный гребешок.

Наш петух умеет петь!

(Букву «Е» нам не стереть!)

Рано утром на заре

Он выводит ноту «ре»!

Пенал

I.    Пенал — футляр для хранения ручек карандашей, других мелких предметов.

II.  Пенал ассоциируется со словом пена.

III.  ПЕНА ИЗ ПЕНАЛА

Петя в руки взял пенал.

Только крышку приподнял —

Из пенала лезет пена!!!

Вот она уж по колено,

Вот под пеной Петя скрылся!

Тут пенал вдруг сам закрылся,

Сразу вся исчезла пена,

Петя вырвался из плена

И сейчас же написал

Слово трудное «пенал»

Через «Е», как слово «пена», —

Так и нужно, несомненно!

И с тех пор его пенал

Больше пены не пускал!

Иволга

I.    Иволга — певчая птичка.

II.  Иволга = и + волга.

III.  ИВОЛГА

И Волга есть река —

Огромна, велика!

И «Волга» есть машина —

Огромная детина!

А птичка — не река.

А птичка — не машина.

Она не велика:

Зовётся иволга.

(С. В. Протас)

 

Відгуки читачів