Передплатна кампанія з січня 2019 закінчино! Що робити далі?

Подробиці...

Бажаєте зекономити на передплаті?

Пропонуємо вам стати учасником програми лояльності «120 балів»!

 

Дізнатися більше

Неправильные правила, или как запомнить словарные слова

С. В. Протас, учитель I категории,

СОШ І–ІІІ ст. № 7, г. Дружковка, Донецкая обл.

Слова — образы; словарь — это Вселенная в алфавитном порядке. Собственно говоря, словарь — есть книга в самом широком значении слова. Все другие книги содержатся в ней: суть лишь в том, чтоб извлекать их из неё…


Неправильные правила, или как запомнить словарные слова

С. В. Протас, учитель I категории,

СОШ І–ІІІ ст. № 7, г. Дружковка, Донецкая обл.

Слова — образы; словарь — это Вселенная в алфавитном порядке. Собственно говоря, словарь — есть книга в самом широком значении слова. Все другие книги содержатся в ней: суть лишь в том, чтоб извлекать их из неё…

Вольтер (1694–1778) французский писатель, философ, историк

Слова — это предметы; и маленькая капелька чернил, падая на мысль, подобно росе, производит то, что заставляет думать тысячи, быть может, миллион людей.

Джорж Байрон (1788–1824) английский поэт-романтик

Как известно, словари являются необходимым пособием для развития речи учащихся. С помощью словаря школьники обогащают свой лексикон, знакомятся с семантическим значением слов, усваивают их написание, учатся правильному произношению.

Работа со словарём сложна и многообразна. Как важно научить ребят наблюдать, думать, читать, передавать мысль словом!

Чтобы учащиеся успешно овладели словарным богатством русского языка, я использую различные приёмы ознакомления с новыми словами: показ картинки; уточнение значения по толковому словарю; подбор синонимов и антонимов (веселье, радость, счастье; грусть, скука, тоска); словообразовательный анализ (бесстрашный — страшный — страх); включения нового слова в словосочетание или предложение; использование слов и предложений в устной и письменной речи при составлении рассказа по картинке, написании сочинения; словарный диктант с использованием пропусков-сорбонок (б… реза, гор… д, м…дведь). Иногда слово записывается полностью, подчёркивается пропущенная буква. Иногда записывается лишь буква. Дети очень любят работать с сорбонками в парах, проверяя знания друг друга.

Практика работы показывает и подтверждает эффективность хорошо продуманной системы словарной работы. Шаблон и стихийность здесь не допустимы. Нужна последовательная, гибкая, постоянная работа над словом, суть которой — в том, чтобы слово школьником было правильно воспринято в тексте, понято со всеми его оттенками и особенностями, вошло бы в активный словарь и было употреблено самостоятельно в нужной ситуации. А для этого ребёнок должен узнать о слове как можно больше.

Продумывая свою систему роботы над словом, я прочитала много научной и познавательной литературы. Что же принципиально нового и интересного ещё можно узнать о слове? Что я могу предложить детям и своим коллегам? Казалось бы, об этом уже столько всего сказано. Написаны сотни научно-популярных статей, серьёзных методических и занимательных книг, пособий. Однако, я пришла к выводу, что каждый может разработать свою методику работы со словом. И вашими помощниками будут многолетний педагогический опыт, научно-познавательная литература, творчество и фантазия.

Разрабатывая свою методику, я опиралась на известную книгу В. Синицына «Путь к слову», из которой подчеркнула много полезной и интересной информации. Автор использовал опыт и идеи передовых учителей-новаторов и учёных: Л. В. Занкова, В. В. Репкина, З. И. Романовской, В. В. Давыдова и других. В. Синицын убеждён, что одна из важнейших задач сегодняшней школы — обучение живому языку, «очеловеченному» учебному предмету. И я с ним полностью согласна. Поэтому, чтобы разработать собственную методику работы со словарными словами, я нахожусь в постоянном творческом поиске, стараясь избежать учебной стандартности, сухости, преодолевая стереотипность мышления, воспитывая в маленьком ученике творческие способности и совершенствуя навыки.

Проверив свою методику на практике, я убедилась, что она даёт положительные результаты, одновременно обучая, воспитывая и всесторонне развивая детей. Она учит их работать с разными словарями, самостоятельно и коллективно узнавать о происхождении слов, об их лексическом значении. Привить ребёнку интерес к слову, вызвать желание самостоятельно изучать, объяснять значение слов, полюбить родное слово, родной язык — это и есть воспитывающая цель моей работы. А развивающий эффект заключается в том, что она позволяет ребёнку самостоятельное слово превратить в целый авторский текст. Толчком к разработке данной методики послужил случай из практики, когда дети, зная значение слова, умея его применить в речи, затрудняются в его написании. Ведь правил для написания словарных слов просто не существует! И вот выстраиваются длинные, унылые ряды слов, которые нужно «просто понимать».

А памяти ребёнка ещё не приспособлена к «простому запоминанию» ничего не значащего для него символа — буквы в слове. Зато эта память очень яркая и образная. Пользуясь этим, я вместе с детьми стала придумывать для словарных слов свои правила — «неправильные».

Использовала ассоциативное мышление — активно заработала эмоционально-образная память ребёнка. Связала слово с другим, обыграла ассоциативную связь в стихотворении, сказке, загадке или шараде — у словарного слова появился «приёмный родственник», который помог выделить и прочно запомнить нужную «орфограмму».

Чем такая связь между словами неожиданней, смешней и абсурдней, тем выше эффективность запоминания. Эту связь может усилить рифма, ритм стихотворения и дополнительные ассоциативные «ниточки», которые протягиваются от образа к образу и от слова к слову.

А ещё можно нагнетать нужную букву в тексте стихотворения, «насытив» его этой буквой. Пусть соответствующий ей звук ахает, охает, громыхает, перекатывается в стихотворениях — и опять-таки напоминает ребёнку, какую букву нужно писать в словарном слове.

Работая со словарными словами в таком направлении, мы с детьми нашли ассоциативные пары уже для нескольких десятков слов. Вот только «приёмных родственников» нельзя путать с настоящими родственными словами. Да их и не спутаешь, уж слишком далеки они по смыслу.

Учить наизусть стихи совсем не нужно — разве что сами запомнятся. Достаточно, чтобы ученик их просто прочёл, желательно вслух и про себя.

Если в первый раз его память «дала сбой», подскажите ему, но не букву, а сюжет или образ — и в следующий раз ошибки не будет.

Такие «правила» может придумать и сам школьник. Совсем не обязательно, чтобы школьник сочинял целые произведения. Ребёнок может составить загадку, ребус.

Достаточно, если в его сознании родится образ.

Придумывание ассоциативных пар для словарных слов и стало одним из этапов работы со словарным словом, который я использовала при разработке своей методики.

Моя методика работы со словарным словом состоит из трёх этапов.

I этап — работа с этимологическим словарём. Выяснения значения слова и его происхождения.

II этап — включение ассоциативного мышления ребёнка, которое оживляет слово, рождается образ. Ученик начинает связывать данное слово с другими, которые помогут ему запомнить написание исходного.

III этап — подбор рифмы к словарному слову. И вот уже рождается стихотворение, сказка, загадка, шутка, которая легко запоминается. Таким образом, скучное словарное слово

становится весёлым и легко запоминающимся. Приведу несколько примеров словарных слов и их ассоциативных пар.

Беседа

I.   Беседа — разговор, обмен мнениями; задушевный разговор.

II. Беседа = бес + еда.

III. Загадка-шутка.

Первая часть слова — нечистая сила с рогами. Вторая часть слова — это разнообразная пища. А вместе получается — приятный разговор.

(Стас Клипенко, 3 класс)

БЕСЕДА С БЕСОМ

Бес на званом был обеде,

Журналиста подозвал,

Приготовился к беседе,

Тот блокнот и ручку взял…

Только начал бес беседу —

Тут позвали всех к обеду.

И от злости бедный бес

Убежал беситься в лес.

Так окончилась беседа:

Бес остался без обеда.

В этом стихотворении нагнетается звук [э], и поэтому детям легче запомнить написание слова беседа. Для того, чтобы информация воспринималась детьми более глубоко и образно, используются рисунки.

Борода

I.   Борода — волосяной покров на нижней части лица.

II. Борода = бор + ода.

III. Угадай слово. У лесного бора рассказывал я оду.

(Богдан, Блошенко, 3 класс)

Детский вариант загадок-шуток и четверостиший вызывает у меня желание сочинить свои, я будто получаю какой-то заряд энергии, который обязательно должна воплотить в стихотворениях. Вот такой диалог сказочных героев получился, когда я услышала загадку Богдана.

ДИАЛОГ ЛЕСОВИКА И РУЧЬЯ

Лесовик

Люблю в бору читать я оду,

Чур, чур меня! Я вижу воду.

Ручей

Куда ты в воду с бородой?

Намокнет борода. Постой!

Л е с о в и к. Приятен звонкий голос твой.

Ручей. Но что же будет с бородой?

Лесовик. Пусть мокнет чудо-борода!

Стечёт с неё твоя вода.

Ручей. Бор зашумел.

Лесовик

Иду. Нет жизни мне без бора.

А борода пишите с –оро-!

Береза

I.    Берёза — лиственное дерево с белой корой.

II.  Слово берёза ассоциируется у детей со словом белый.

III. БЕЛАЯ БЕРЕЗА

Берёза так была бела Что буква «Е» из слова «белый» К ней незаметно перешла И уходить не захотела.

Работая по такому методу со словарными словами, мы с ребятами решили составить оригинальный орфографический словарик с весёлым названием «Неправильные правила». В нашем словарике весело живётся десяткам словарных слов. Читая его, запомнить словарные слова так же легко, как улыбнуться друг другу. Можно запомнить написание этих слов без труда, но с фантазией … Такой приём работы со словарными словами способствует развитию познавательной активности, самостоятельности, творческого мышления младших школьников. Работу над словами можно проводить не только на уроках русского языка, но и на уроках чтения, природоведения и даже на уроках математики, при решении шуточных задач с использованием словарных слов. Я стараюсь, чтобы каждый урок был развивающим, обучающим и воспитывающим, а самое главное — интересным! Ведь если у ребёнка появился интерес, то ему никогда не будет скучно в школе. И строгое школьное задание превратится для него в уютный домик со знаниями.

Успехов вам, всезнайки! Всё + знайка = всезнайка!

Неправильные правила аптека

I.   Аптека — учреждение, где продают лекарства и другие медицинские товары.

II. «Ап» — термин дрессировщиков.

III. АПТЕКА

Вы в аптеке не бывали?

Заскучаете едва ли!

«Ап!» — кричат аптекарь там

Всевозможным порошкам.

Он в своём аптечном царстве

Превращает их в лекарства:

Лишь заглянет в толстый том,

Щёлкнет пальцем, как кнутом,

Порошки послушно — прыг!

Прямо в ступку в тот же миг!

Что? У вас температура?!

«Ап!» — готова вам микстура!

Капли капают: кап-кап!

Мы «аптека» пишем с «ап»!

Бесшумный

I.   Бесшумный — тихий, беззвучный.

II. Бесшумный — бес + шумный.

III. Как шумный бес стал бесшумным.

СКАЗКА

Шумный бес побежал утром в лес,

Веселясь, на берёзу залез.

Стал кричать, словно ворон шальной.

— Замолчи, не кричи! Стыд какой! —

Пожурил его заяц-косой.

На косого бесёнок взглянул,

Побежал и в речку нырнул.

Под водой стал рыбок пугать,

Старый лещ его начал ругать.

Показал бес язык старику,

И пошёл он гулять по лугу.

Там он встретил корову, быка.

Захотелось ему молока.

Шумный бес приумолк, присмирел.

Грустно он на корову смотрел:

«Как же мне попросить молока?

У коровы крутые рога!»

И подумал бесенок шумный:

«Подарю ей цветочек лунный»,

Стал бесёнок теперь не шумный,

Стал бесёнок теперь бесшумный.

(С. В. Протас)

ворон, ворона, воробей, соловей

I.   Ворон, ворона — крупная хищная птица с синеваточёрным оперением;

воробей — птичка, живущая обычно близ жилых строений;

соловей — маленькая певчая птичка отрада воробьиных.

II. Ворон = вор + он, ворона = = вор + она,

воробей = воро + бей, соловей = = соло + вей.

III. Почему воробья назвали воробьем?

Это было так давно,

Что не вспомнить даже.

Он по всюду крал зерно,

Не стесняясь кражи.

< … >

И пошло из всех дверей:

— Вора бей! Вора бей!

— А у нас склевал всё жито!

Вора бей! Вора бей!

— А у нас украл червей

Этот хитрый воробей!..

Так с тех пор мы и зовём

Эту птицу воробьем.

(О. Поскрёбышев)

Ворока

I.   Сорока — птица с чёрным оперением и белым брюшком.

II. Сорока = сор + око.

III. Загадка.

Сор видит око. Кто это? (Сорока)

(Стас Клипенко, 3 класс)

СОРОКА

Видит сор сорока,

Раскрыла оба ока …

Глядит на сор сорока,

Опять мне с ним морока!

(С. В. Протас)

СОРОЧИЙ ЮБИЛЕЙ

Сороке нынче сорок лет,

Она для всех даёт обед.

Потом даёт она обет

Не кушать целых сорок лет!..

Да, быть обжорою — беда,

Зато всем хватит срока

Чтобы запомнить навсегда,

Как пишется СОРОКА!

(С. В. Протас)

Волокно

I.   Волокно — тонкая непряденая нить.

II. Волокно = вол + окно.

III. ВОЛОКНО

Грустный вол глядит в окно:

«Где же взять мне волокно?

Чтобы выткать покрывало,

Чтоб зимою укрывало!»

(С. В. Протас)

вездеход

I.   Вездеход — вид транспорта.

II. Вездеход = везде + ход.

III. ВЕЗДЕХОД

Везде ходит вездеход,

По болоту ходит вброд,

И по речке, словно плот,

По тропинкам и по кочкам,

По полям и по ярочкам,

Всюду ходит вездеход,

Мы возьмем его в поход.

(С. В. Протас)

Газета

I.    Газета — периодическое издание, выходящее обычно ежедневно и содержащее информацию о текущих событиях.

II.  Газета — ассоциируется со словом «газ».

III.  ГАЗЕТА

Что случилось тут у нас?

Из газеты вышел газ!

Словно снег, газета тает

И по ветру не летает!

Меньше марки стала эта

Очень странная газета!

Все решим проблемы разом:

Мы её наполним газом!

— Газированной газете

Газ нужней всего на свете?

— Нет, сказать я должен ей

Буква А всего нужней!

Беспорядок

I.    Беспорядок — отсутствие порядка.

II.  Беспорядок = бес + порядок.

III.  БЕСПОРЯДОК

Бес решил прибрать всё в доме,

Навёл порядок на балконе,

В зал принёс кровать,

Чтобы гости могли спать,

Чтоб хозяйка веселилась,

В спальню печь переселилась.

Наш дом преобразился,

А бес развеселился.

Для нас его порядок

Зовётся беспорядок.

(С. В. Протас)

Комар

I.    Комар — мелкое двукрылое кровососущее насекомое с тонким тельцем.

II.  Комар = ком + ар.

III.  Загадка-шутка.

Какое кусачее насекомое появляется, если округлый кусочек чего-либо покатится по участку в 100 м?

(Евгений Главчев, 2 класс)

Компот

I. Компот — сладкое жидкое кушанье из плодов и ягод, сваренных в воде с сахаром.

1

II.  Компот = ком + пот.

III. Загадка-шутка.

Если округлый кусочек чего-либо соединить с каплями влаги на коже, то получится очень вкусный напиток.

(Евгений Главчев, 2 класс)

КОМПОТ

Целый день лепил я ком,

Снежный ком, огромный ком.

Вот устал я, пот бежит.

Мама мне и говорит:

«Вытри-ка со лба ты пот,

Остынь и выпей-ка компот».

(С. В. Протас)

Почтальон

I.   Почтальон — служащий учреждения связи, ведающего пересылкой писем, денег, газет.

II. Почтальон = почта + ль + он (она).

III. Стихотворение-пьеса.

ПОЧТАЛЬОН

Стас. Почтальон или она?

Учитель. Подумай, Стас!

Д е т и. Вот это раз!

Стас. Да, почта — женский род.

Почтальон. А как же я, народ?

Печкин

Я почту разношу давно,

Но не она я, не оно.

Я — он! Я — он! Я — почтальон!

Учитель

Конечно, он, не спорь,

Поверь скорей.

Хотя она для нас милей!

(Выходит девочка-почтальон.)

Учитель

Почтальон — она и он,

Их уж в мире миллион!

Пусть шагают они рядом,

Мир, любовь приносят на дом!

(С. В. Протас)

Паровоз

I.   Паровоз — железнодорожный транспорт.

II.  Паровоз = пар + воз.

III. Загадка.

Газообразное состояние воды и предмет, который в басне Крылова «Лебедь, Щука и Рак» остался на месте, образуют железнодорожный транспорт.

(Алёна Страшненко, 3 класс)

Медведь

I.   Медведь — хищный зверь.

II.  Медведь = мед + ведь.

III. Медведь и мёд.

СКАЗКА

Жил-был в лесу добродушный, огромный, неуклюжий зверь. Кто его звал «Топтыгиным», кто «Хозяином», кто «Михаило Потапычем».

А любил он больше всего… мёд. Как услышит запах мёда — прямо голову теряет! А перед друзьями своими оправдывается:

— Так мёд ведь! Мёд ведь!

Вот и прозвали его «медведь». Стал он своё новое имя носить, а точки над буквой «Ё» в этом имени так и вьются над ним, так и жалят, точно пчёлы! Махнул он своей когтистой лапой да и смахнул точки. И стал с тех пор называться «медведь» и писаться с буквой «Е».

Молоко

I.   Молоко — секрет молочной железы млекопитающих животных и человека.

II.  Молоко = мол + око.

III.  Морской мол смотрел на берег как око.

(Богдан Блошенко, 3 класс)

МОЛОКО

Выпьет Петя молоко —

Будет прыгать высоко,

Будет бегать далеко.

Даёт силы молоко.

(Надя Собалева, 1 класс)

Маскарад

I.   Маскарад — бал, на который приходят в масках.

II.  Маскарад = маска + рад.

III. МАСКАРАД

Подарил отец мне маску,

На ней играют ярко краски.

Я маске рад, я маске рад —

Скорей идём на маскарад!

(С. В. Протас)

Сентябрь

I.   Сентябрь — 9й месяц календарного года (September — седьмой месяц др.рим. Календаря. Раньше новый год начинался с марта).

II.  Сентябрь — ассоциируется со словом сено.

III. СЕНТЯБРЬ

Сеном пахнет в сентябре,

И в деревне на заре

Сладко дремлет мальчик Сеня,

Растянувшись в мягком сене.

Сене шепчет лист осенний:

«Ты сентябрь пиши, как сено.

Через букву «Е» напишешь —

Похвалу всегда услышишь!»

Петух

I.    Петух — самец курицы (умеет петь, издавать голосом разные музыкальные звуки).

II.  Петух — петь.

III.  ПЕТУХ

Вышел Петя-петушок,

Ярко-красный гребешок.

Наш петух умеет петь!

(Букву «Е» нам не стереть!)

Рано утром на заре

Он выводит ноту «ре»!

Пенал

I.    Пенал — футляр для хранения ручек карандашей, других мелких предметов.

II.  Пенал ассоциируется со словом пена.

III.  ПЕНА ИЗ ПЕНАЛА

Петя в руки взял пенал.

Только крышку приподнял —

Из пенала лезет пена!!!

Вот она уж по колено,

Вот под пеной Петя скрылся!

Тут пенал вдруг сам закрылся,

Сразу вся исчезла пена,

Петя вырвался из плена

И сейчас же написал

Слово трудное «пенал»

Через «Е», как слово «пена», —

Так и нужно, несомненно!

И с тех пор его пенал

Больше пены не пускал!

Иволга

I.    Иволга — певчая птичка.

II.  Иволга = и + волга.

III.  ИВОЛГА

И Волга есть река —

Огромна, велика!

И «Волга» есть машина —

Огромная детина!

А птичка — не река.

А птичка — не машина.

Она не велика:

Зовётся иволга.

(С. В. Протас)

 

Відгуки читачів